Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

В Б. .МОШКЕ. ВИЧ. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л. Н. ТОЛСТОГО Едва ли не самый тенденциозный из русских классиков, писатель-проповедник, «учитель жизни», Л. II. Толстой и в своих педагогических исканиях стремился к разрешению ко­ ренных вопросов духовного становления личности. Великий отрицатель, Толстой никогда не спорил против самой необ­ ходимости единого, цельного и позитивного взгляда на мир, определяющего жизненное поведение человека. Больше то­ го, можно утверждать, что вся напряженная духовная жизнь самого писателя, как и всех без исключения его любимых героев —от Иртеньева до Нехлюдова,— была посвящена без остатка выработке такого обобщенного «миросозерцания, разделяющего добро и зло» '. Даже декларируя в 60-е годы идею невмешательства школы в воспитание учащихся, Л. Н. Толстой тем не менее, подвигаемый главным образом собственным педагогическим опытом, говорил о невозмож­ ности, например, «запретить человеку, любящему и читаю­ щему историю, пытаться передать своим ученикам то исто­ рическое воззрение, которое он считает полезным, необходи­ мым для развития человека»1 2. Таким образом, Л. Н. Тол­ стой признает, что материал науки в процессе обучения не может не быть как-то идеологически, мировоззренчески ор­ ганизован, что учитель не должен отстраняться от воспита­ ния. И сам Толстой, считавший важнейшей жизненной целью задачу «учить молодежь быть честной», как он писал Б. Н. Чичерину. в 1860 году (т. 60, стр. 327), преподавая в школе, не мог осуществлять «передачу сведений» в чистом виде. Об этом свидетельствуют принадлежащие самому Тол­ стому описания его яснополянского опыта, а также воспо- 1 Л. Н. То л с т о й . Поли. собр. сом. в 90 томах, т. 54, стр. 9. Далее ссылки на данное издание будут даваться в тексте с указанием только тома и страницы. 2 Л. Н. Т о л с т о vT. Пед. соч., Учпедгиз, М , 1953. стр. 2G8. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=