Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
В Б. .МОШКЕ. ВИЧ. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л. Н. ТОЛСТОГО Едва ли не самый тенденциозный из русских классиков, писатель-проповедник, «учитель жизни», Л. II. Толстой и в своих педагогических исканиях стремился к разрешению ко ренных вопросов духовного становления личности. Великий отрицатель, Толстой никогда не спорил против самой необ ходимости единого, цельного и позитивного взгляда на мир, определяющего жизненное поведение человека. Больше то го, можно утверждать, что вся напряженная духовная жизнь самого писателя, как и всех без исключения его любимых героев —от Иртеньева до Нехлюдова,— была посвящена без остатка выработке такого обобщенного «миросозерцания, разделяющего добро и зло» '. Даже декларируя в 60-е годы идею невмешательства школы в воспитание учащихся, Л. Н. Толстой тем не менее, подвигаемый главным образом собственным педагогическим опытом, говорил о невозмож ности, например, «запретить человеку, любящему и читаю щему историю, пытаться передать своим ученикам то исто рическое воззрение, которое он считает полезным, необходи мым для развития человека»1 2. Таким образом, Л. Н. Тол стой признает, что материал науки в процессе обучения не может не быть как-то идеологически, мировоззренчески ор ганизован, что учитель не должен отстраняться от воспита ния. И сам Толстой, считавший важнейшей жизненной целью задачу «учить молодежь быть честной», как он писал Б. Н. Чичерину. в 1860 году (т. 60, стр. 327), преподавая в школе, не мог осуществлять «передачу сведений» в чистом виде. Об этом свидетельствуют принадлежащие самому Тол стому описания его яснополянского опыта, а также воспо- 1 Л. Н. То л с т о й . Поли. собр. сом. в 90 томах, т. 54, стр. 9. Далее ссылки на данное издание будут даваться в тексте с указанием только тома и страницы. 2 Л. Н. Т о л с т о vT. Пед. соч., Учпедгиз, М , 1953. стр. 2G8. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=