Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

педагогом, относился к нему доброжелательно несмотря на то, то гот подверг его педагогические взгляды острой кри­ тике. В другой статье, «Живая душа в школе», Марков писал: «Я лично часто посещал графа в Ясной Поляне и следил за изумительными успехами его лапотных школьников, среди которых иные бойкие мальчуганы, оторванные прямо от бороны или от стада овен, всего через несколько месяцев учения уже могли свободно писать довольно грамотные со­ чинения, которые, пропущенные слегка через художествен­ ную веялку славного романиста, печатались им в его заме­ чательных прибавлениях к журналу «Ясная Поляна». Этими почти невероятными результатами яснополянская школа бы­ ла обязана исключительно обаятельному таланту препода­ вания и внутреннему жизненному огню Льва Николаевича, который непобедимо захватывал и поднимал с собою в высоту и ширь самый вялый ум, самое невпечатлительное сердце»'. Об этом же писал и другой посетитель Яснополянской школы, председатель петербургского комитета грамотности Лошкарев. «Школа может служить образцом школ вольно- учащнхся, потому что в ней начать учиться и продолжать учение, ходить или не ходить в классы, нисколько не обяза­ тельно; учится — кто хочет и когда хочет, а потому учатся так усердно, как нигде. Школа эта достойна нарочного посе­ щения, потому что представляет до сего времени еще очень редкое явление, как по любви детей к учению (подчеркнуто мною — А . Л.), так и по практичности методов преподава­ ния»1 2. Как видим, успех обучения объясняется тем, что Толстой умел пробудить творческую активность детей, мог увлечься работой с детьми и тем самым увлекал и самих детей. Советскому учительству близки и дороги прогрессивные пе­ дагогические идеи Л. Н. Толстого. Многие из них, как видим, не утратили своей актуальности по настоящее время. Особый интерес представляют для нас высказывания Толстого о вос­ питании у детей стремления к учению, о путях и средствах развития познавательных сил и возможностей учащихся. А его педагогический опыт в этом отношении дает много ценного и поучительного для советского учителя. 1Ж. «Вестник Европы», 4900, февраль, стр. 582. 2 «Московские ведомости» от 23 ноября 1861 г., Ns 257.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=