Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

есть один разум. И воспитывают один разум, а все остальное, т. е. все главное, идет, как оно хочет» *. В статье второй «Яснополянская школа за ноябрь п де­ кабрь месяцы» мы читаем: «Есть в школе что-то неопреде­ ленное, почти не подчиняющееся руководству учителя, что- то совершенно неизвестное в науке педагогики и вместе с тем составляющее сущность, успешность учения,— это дух школы. ...Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика другому, сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, дви­ жениях, в напряженности соревнования,—что-то весьма ося­ зательное... В каждом ребенке есть стремление к самостоя­ тельности, которое вредно уничтожать в каком бы то ни бы­ ло преподавании... Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то /и в жизни он всегда будет только подражать, копиро­ вать, так как мало таких, которые бы, научившись копиро­ вать, умели сделать самостоятельное приложение этих све­ дений» (т. 8, етр. 118—119). В этой связи заслуживают внимания его мысли о том. чтобы «вести лучших учеников до тех пределов, до которых они могут дойти, а не задерживать их ради слабых, а эти лучшие ученики — самые нужные» (т. 73, стр. 66—67). Как организатор школы и как учитель Толстой стремил­ ся к тому, чтобы дети охотно .посещали школу и прилежно учились, чтобы, приобретая знания, они проявляли бы твор­ ческую активность и самостоятельность. Он глубоко верил в творческие силы крестьянских детей и стремился к все­ мерному удовлетворению и развитию познавательных инте­ ресов. Сам Толстой и учителя его школы постоянно стреми­ лись к тому, чтобы сделать занятия интересными, радост­ ными. Вот что писал о характере занятий тульский учитель Марков, часто бывавший в Яснополянской школе: «Все мальчики сами думают, сами добиваются, сами хотят на­ учиться. Пробужденность их духа, самостоятельность внут­ ренней работы в голове мальчика—лот чем радует Яснопо­ лянская школа»* 2. Маркова Толстой считал очень умным 5 Переписка Л. Н. Толстого и А. А. Толстой (1857—1903), П., 1911, •стр. 216. 2 Е. Л. Ма р к о в . Теория и практика Яснополянской школы. Педа­ гогические заметки Тульского учителя. «Русский вестник», 1862, т. 39, стр. (181. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=