Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

Л. Ф. титков, н. д. носков ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Л. Н. ТОЛСТОГО В. И. Ленин характеризовал Л. Н. Толстого как вырази­ теля взглядов патриархального крестьянства пореформен­ ной России, на которое надвигался новый, невиданный и не­ понятный враг — капитал, несший кресьтянам разорение, нищету, голодную смерть. В. И. Ленин подчеркивал, что «горячий протестант, стра­ стный обличитель, великий критик обнаружил, вместе с тем, в своих произведениях такое непонимание причин кризиса и средств выхода из кризиса, надвигавшегося на Россию, ко­ торое свойственно только патриархальному, наивному крестьянину, а не европейски-образованному писателю»1. Это ленинское указание имеет отношение и к педагогическо­ му наследию писателя. Уже в начале 50-х годов Толстой ищет дела, которое бы оправдало его барское существование. Он энергично занима­ ется хозяйством, мечтает улучшить жизнь своих крестьян, избавить их от бедности. В педагогическом плане эти мечты выразились в том, что в 1849 г. Толстой, еще совсем молодым, открыл школу и вел занятия с крестьянскими ребятишками. Об этой школе нам мало что известно, в материалах о Толстом имеются об этом лишь беглые упоминания. Однако известно то, что в этой школе не осуществлялись еще методы «свободного воспита­ ния», как в Яснополянской школе 60-х годов. В 1859 г. Толстой на свои средства организовал в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и вел в ней занятия вместе с приглашенными учителями. По его инициативе в ближайших волостях Крапивенского уезда еще до реформы 1861 г. было открыто около 15 школ, а в качестве учителей были приглашены студенты 2. 1 В. И. Ле н и н . Соч., нзд. 4, т. 16, стр. 295. 2 См.: Очерки по истории педагогики, Сб. под ред. Н. А. Константино­ ва, пзд-во АПН РСФСР, 1952, стр. 232. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=