Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

ком труден, ученик потеряет надежду исполнить задание, займется другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено задан­ ным уроком. Для этого дайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении» (т. 22, стр. 19-1). Добиваться того, чтобы каждый урок чувствовался уче­ нику шагом вперед в учении, чтобы он испытывал чувство внутреннего удовлетворения от усвоенных знаний, от самого процесса приобретения знаний и от результатов выполненной работы — это и означает успешную реализацию принципа оптимальности в обучении. Не следует при этом забывать, что чувство успеха и внутреннего удовлетворения всегда вы­ ступает как один из мотивов активной деятельности. Именно духовный мир личности, ее индивидуальная не­ повторимость, способности и задатки детей были предметом особой заботы и внимания великого писателя и педагога. Развитие творческой активности и самостоятельности— вот основной путь успешного обучения но мнению Толстого. Потому, вероятно, он и провозглашал одной из основных задач образования развитие творческих способностей детей, их сил и возможностей. «Только находясь под постоянным обаянием этого впереди его блещущего света, ученик в со­ стоянии так работать над собой, как мы того от него требу­ ем» (т. 8, стр. 87—88). Как видим, убеждение в жизненной необходимости знаний, их личной значимости Толстой считал одним из основных мотивов учения. Заслуживает внимания мысль Толстого о средствах воз­ буждения интереса детей к истории. К числу этих средств он относил «художественное чувство поэзии и патриотизм». Многочисленные наблюдения показывают, что история вызы­ вает интерес у детей в том случае, когда содержание учеб­ ного материала изложено в учебнике художественно, а рас­ сказ учителя эмоционально выразителен. Успех в деле обучения зависит не только от того, на­ сколько активно работает мысль ученика, но и от того, на­ сколько активно способствуют мыслительному процессу чув­ ства ребенка, его эмоциональная сфера. В этой связи Тол­ стой правильно указывал на недопустимость одностороннего интеллектуализма. В письме к А. А. Толстой он отмечал, что ошибка многих педагогов состоит в том, что они «...хотят воспитывать одним разумом, как будто у ребенка только и 29

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=