Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
ком труден, ученик потеряет надежду исполнить задание, займется другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено задан ным уроком. Для этого дайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении» (т. 22, стр. 19-1). Добиваться того, чтобы каждый урок чувствовался уче нику шагом вперед в учении, чтобы он испытывал чувство внутреннего удовлетворения от усвоенных знаний, от самого процесса приобретения знаний и от результатов выполненной работы — это и означает успешную реализацию принципа оптимальности в обучении. Не следует при этом забывать, что чувство успеха и внутреннего удовлетворения всегда вы ступает как один из мотивов активной деятельности. Именно духовный мир личности, ее индивидуальная не повторимость, способности и задатки детей были предметом особой заботы и внимания великого писателя и педагога. Развитие творческой активности и самостоятельности— вот основной путь успешного обучения но мнению Толстого. Потому, вероятно, он и провозглашал одной из основных задач образования развитие творческих способностей детей, их сил и возможностей. «Только находясь под постоянным обаянием этого впереди его блещущего света, ученик в со стоянии так работать над собой, как мы того от него требу ем» (т. 8, стр. 87—88). Как видим, убеждение в жизненной необходимости знаний, их личной значимости Толстой считал одним из основных мотивов учения. Заслуживает внимания мысль Толстого о средствах воз буждения интереса детей к истории. К числу этих средств он относил «художественное чувство поэзии и патриотизм». Многочисленные наблюдения показывают, что история вызы вает интерес у детей в том случае, когда содержание учеб ного материала изложено в учебнике художественно, а рас сказ учителя эмоционально выразителен. Успех в деле обучения зависит не только от того, на сколько активно работает мысль ученика, но и от того, на сколько активно способствуют мыслительному процессу чув ства ребенка, его эмоциональная сфера. В этой связи Тол стой правильно указывал на недопустимость одностороннего интеллектуализма. В письме к А. А. Толстой он отмечал, что ошибка многих педагогов состоит в том, что они «...хотят воспитывать одним разумом, как будто у ребенка только и 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=