Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

обходимое настроение всего класса и каждого отдельного ученика «выдумывать и искусственно приготавливать нель­ зя, да и не нужно, ибо оно всегда само собой является». Опыт передовых учителей убеждает, что необходимые психические состояния учащихся на уроке следует создавать и культивировать. Нельзя, разумеется, рассчитывать на то, что желаемое нам психическое состояние класса возникнет само собой. Практика показывает, что существует опреде­ ленная система средств и методов обучения, способствующая возникновению и поддержанию необходимого психического настроения каждого ученика в отдельности и всего класса в целом. Каким же образом может быть создано на уроке опти­ мальное психическое состояние учащихся? Для того, чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, необходимо, по мнению Толстого, соблюдение следующих условий: 1) чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится; 2) чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей; 3) чтобы ученик не боялся наказа­ ния за дурное учение, то есть за непонимание. Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями; 4) чтобы ум не утомлялся. Опреде­ лить число часов или минут, после которого ум ученика утомляется,— невозможно ни для какого возраста; но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утом­ ления; как скоро ум утомлен, заставьте ученика делать фи­ зическое движение; лучше ошибиться п отпустить ученика, когда он еще не утомлен, чем ошибиться в обратном" смысле и задержать ученика, когда он утомлен; тупик, столбняк, упрямство —происходят только от этого; 5) чтобы урок был соразмерен силам ученика, не слишком легок, не "слишком труден (т. 22, стр. 194). В связи с характером отношений между учителем и уча­ щимися Толстой рассматривал и проблему методов обуче­ ния. Он не без основания утверждал, что «мерило всех ме­ тодов состоит в большей или меньшей естественности отно­ шений и потому в большем или меньшем принуждении при учении. Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем ме­ тод лучше; чем с большим, тем хуже» (т. 17, стр. 109). Но не только от характера отношений между учителем и учащимися зависит успех обучения. Важное значение имеет соблюдение принципа оптимальности. Именно о нем идет речь, когда Толстой указывает, что «если урок будет елпш- 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=