Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
Чтобы яснее себе представить новаторство Толстого в решении проблемы воспитания у детей стремления к знани ям, следует вспомнить, что в те годы школа в России и за рубежом была школой муштры и зубрежки. Великий писа тель резко критиковал ее и противопоставлял свою школу, основанную на принципе свободного воспитания. Он был глубоко убежден в том, что «только при свободе можно из бежать обычного явления: вызывания отвращения к пред метам» (т. 73, стр. 67). Мы, разумеется, не можем согла ситься с некоторыми педагогическими крайностями и пара доксами в его высказываниях и в работе Яснополянской школы, как нс можем не принять рациональное педагогиче ское зерно. Как известно, ученики Яснополянской школы могли не являться на занятия, а также могли уходить из школы в любое время по своему усмотрению. Но пользовались они этим своеобразным правом довольно редко, а именно: толь ко перед праздниками уходили с вечерних уроков. Это объ ясняется тем, что у детей было устойчивое ярко выражен ное стремление к учению, к знаниям, что они руководство вались в своем поведении определенными нравственно цен ными мотивами. Л. И. Толстой уделял проблеме мотивов много внимания как в художественных, так и в педагогических сочинениях. Так, например, в статье «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» он писал: «Для того чтобы человек ка кого бы то ни было возраста стал учиться, надобно, чтобы он полюбил учение. Для того чтобы он полюбил учение, нужно, чтобы он сознал ложность, недостаточность своего взгляда на вещи и чутьем бы предчувствовал то новое ми росозерцание, которое ему откроет учение. Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться, ежели 'бы будущность его ученья представлялась ему только искусством писать, читать или считать; ни один учитель не мог бы учить, ежели бы он нс имел в своей власти миросозерцание выше того, которое имеют ученики. Для того чтобы ученик мог отдать ся весь учителю, нужно открыть ему одну сторону того по крова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания и поэзии, в которой должно ввести необхо димое и драгоценнейшее, и потому долженствующее быть целью всякого учителя» (т. 8, стр. 80). И все же Толстой ошибался, когда утверждал, что не з 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=