Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

Чтобы яснее себе представить новаторство Толстого в решении проблемы воспитания у детей стремления к знани­ ям, следует вспомнить, что в те годы школа в России и за рубежом была школой муштры и зубрежки. Великий писа­ тель резко критиковал ее и противопоставлял свою школу, основанную на принципе свободного воспитания. Он был глубоко убежден в том, что «только при свободе можно из­ бежать обычного явления: вызывания отвращения к пред­ метам» (т. 73, стр. 67). Мы, разумеется, не можем согла­ ситься с некоторыми педагогическими крайностями и пара­ доксами в его высказываниях и в работе Яснополянской школы, как нс можем не принять рациональное педагогиче­ ское зерно. Как известно, ученики Яснополянской школы могли не являться на занятия, а также могли уходить из школы в любое время по своему усмотрению. Но пользовались они этим своеобразным правом довольно редко, а именно: толь­ ко перед праздниками уходили с вечерних уроков. Это объ­ ясняется тем, что у детей было устойчивое ярко выражен­ ное стремление к учению, к знаниям, что они руководство­ вались в своем поведении определенными нравственно цен­ ными мотивами. Л. И. Толстой уделял проблеме мотивов много внимания как в художественных, так и в педагогических сочинениях. Так, например, в статье «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» он писал: «Для того чтобы человек ка­ кого бы то ни было возраста стал учиться, надобно, чтобы он полюбил учение. Для того чтобы он полюбил учение, нужно, чтобы он сознал ложность, недостаточность своего взгляда на вещи и чутьем бы предчувствовал то новое ми­ росозерцание, которое ему откроет учение. Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться, ежели 'бы будущность его ученья представлялась ему только искусством писать, читать или считать; ни один учитель не мог бы учить, ежели бы он нс имел в своей власти миросозерцание выше того, которое имеют ученики. Для того чтобы ученик мог отдать­ ся весь учителю, нужно открыть ему одну сторону того по­ крова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания и поэзии, в которой должно ввести необхо­ димое и драгоценнейшее, и потому долженствующее быть целью всякого учителя» (т. 8, стр. 80). И все же Толстой ошибался, когда утверждал, что не­ з 27

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=