Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

А. В. ПЛЕХАНОВ Л. Н. ТОЛСТОЙ О ВОСПИТАНИИ У ДЕТЕЙ СТРЕМЛЕНИЯ К УЧЕНИЮ Педагогической теории и практике Л. II. Толстого посвя­ щено немало статей, брошюр и специальных исследований. Однако проблема воспитания познавательных потребностей детей еще не была предметом всестороннего и глубокого анализа. Между тем вопрос о воспитании у детей стремления к учению, о воспитании у них потребности в знаниях заслу­ живает самого пристального внимания. И недаром в свое время революционный демократ Д. И. Писарев отмечал: «Что учение может идти совершенно успешно не только без розг, но даже —что несравненно .важнее — безо всякого нравственного принуждения,—это доказано на вечные вре­ мена практическим опытом самого же графа Толстого в яснополянской школе»1. Каким же образом, по мнению Толстого, следует развивать и воспитывать у детей стрем­ ление к учению. Этому вопросу и посвящена наша статья. Л. Н. Толстой, как и многие русские прогрессивные пе­ дагоги прошлого (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский и др.) считал, что народ хочет образования, что каждая отдельная личность бессоз­ нательно стремится к образованию, что потребность образо­ вания лежит в каждом человеке, что народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания. Эта мысль развивается и уточняется во многих педагогических сочинениях великого писателя и педагога («О народном образовании» — т. 8, стр. 4, 5, 15, 16, 25; «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» — т. 8, стр. 34; «Сель­ ский учитель» — т. 8, стр. 393, 394) 2. 1 Д. И. П и с а р е в . Соч., т. 3, Гослитиздат, М., 1956, стр. 147. 2 Все высказывания Л. Н. Толстого приводятся по юбилейному полно­ му собранию сочинений в 90 томах под общей редакцией В. Г. Черткова. М, Гослитиздат, 1928—1958 гг. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=