Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

к творчеству, и потребность ребенка быть полезным яругам, и именно полезным споим личным трудом» '. Это те мысли, которые в полную меру зазвучат позднее, когда Крупская заговорит об общественно полезной работе советских школьников, пионеров. Предвидя победу нового строя, она поднимает вопрос о том, что наступит время, ког­ да женщина станет на одну ступеньку с мужчиной и в ду­ ховном развитии, и по важности выполняемой работы, поэто­ му «свободная школа и должна при обучении ручному тру­ ду не делать разницы между детьми различных полов»1 2. На­ дежда Константиновна призывает школы психологически го­ товить людей к иным условиям жизни общества, оговари­ ваясь, что эта кажущаяся мелочь — обучение бабьему де­ лу— изменит общий дух школы. Трактовка И. К. Крупской понятия «новой», «свободной школы», подготавливала те коренные изменения в области народного образования, которые были проведены в первые же месяцы существования Советской власти. Статьи Надеж­ ды Константиновны, помещенные в журнале «Свободное вос­ питание», делались широко известными русскому учительст­ ву и практически готовили его к решению вопроса о новой общеобразовательной трудовой школе. Подводя итоги, мы можем сказать, что, несмотря на все ошибки и заблуждения, на идеалистический подход к реше­ нию важнейших педагогических проблем журнал «Свобод­ ное воспитание» сыграл видную роль в развитии русской педагогики, т. к. будил творческую мысль учителей, застав­ лял думать и размышлять. С. Т. Шацкий писал позднее: «Самым ценным в пропаганде «свободного воспитания» мне кажется призыв к обществу обратить серьезное внимание на детей, на их нужды, запросы, на их самодеятельность, об­ щественность... пусть там было много организационных и практических ошибок. Но мне помнится, с каким ужасом, злорадством и презрением подходила к работе «Дома сво­ бодного ребенка» мещанская, филистерская педагогика. До­ статочно грубая, застывшая в своем самодовольстве руково­ дящая педагогическая масса стала беспокоиться, стала пе- 1 Там же, стр. 118. 2 Н. К. Кр у п с к а я . Пед. соч., М., 1957, т. 1, «Следует ли обучать мальчиков бабьему делу», стр. 120. ^4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=