Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

чего не добьются, если в самих учениках не развивать актив­ ного, сознательного отношения к таким занятиям, и детям можно разъяснить, что «...учителя свободной школы не мо­ гут ничего поделать в этом отношении, если сами дети не будут работать над тем же делом, если они не будут сами упорно добиваться знания и умения применять его...»1 2. Прослеживая из года в год статьи Н. К. Крупской, поме­ щенные в журнале «Свободное воспитание», мы можем наб­ людать, как оттачивается ее мысль. В этом отношении ха­ рактерна статья 1911 г. «Самоубийство среди учащихся и свободная трудовая школа», где автор вновь утверждает не­ пригодность всей современной школьной системы. Оторван­ ность этой школы от жизни приводит к полному отсутствию у учащихся умения наблюдать жизнь, разбираться в общест­ венных явлениях. Крупская настаивает на том, чтобы развивать у детей стремление быть полезным людям, друг другу. Только тогда у подростков появится чувство «нужности» другим, цель в жизни, они перестанут чувствовать себя одинокими. Круп­ ская одним ударом разрушает представления сторонников «свободной школы» о школе, как изолированном «улье», где покой и доброжелательность взрослых делают чудеса, где лозунг — делай только то, что хочешь ты. Она остро ставит вопрос о формировании в детях чувства полезности общест­ ву и с этой точки зрения рассматривает вопросы воспитания. Надежда Константиновна не идеализирует облик ребен­ ка. она усиленно подчеркивает, что необходимо целенаправ­ ленное вмешательство учителя, только это обеспечивает ус­ пех: «В свободной школе учитель должен научить детей быть полезными, научить их прилагать силишки на пользу других»3. Н. К. Крупская подчеркивает общественную на­ правленность воспитания: задача новой школы будущего — не формирование идеально-абстрактной личности, а воспи­ тание коллективиста, общественника, активно применяющего свои знания. Она предлагает связывать городские школы с бедно обставленными деревенскими, школу с детсадом. «Тут будут одновременно удовлетворяться и потребность ребенка 1 Н. К. К р у п с к а я . Педагогические сочинения, М., 1957, т. 1, стр. 11.1—■ 112. 2 Та м ж е, стр. 1'12—113. 3 Н. К. К р у п с к а я . Семья и школа. Пед. соч., М.. >1957, т. 1, стр. |115. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=