Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
Открыт сетлемент с 9 час. утра до 9 час. вечера. С 9 час. утра до 12 дня дети заняты работой .на огороде, дома, во дворе. Сетлемент включает детский сад и школу, «а также курсы рисования, черчения, столярные, слесарные, сапожные, переплетные и швейные мастерские». «Мы имеем комнаты для детей — художников, любителей фотографии, есть биб лиотека-читальня .и большая комната для общих собраний, концертов, спектаклей, чтения и лекций, музей и мастерская наглядных пособий» 1. Организация всей деятельности детей базируется на самостоятельности и полнейшей свободе. Уп равление осуществляется общим собранием колонистов. В общине, созданной под Харьковом, объединилось пять семей. Задача этой общины — помогать ученику развиваться и двигаться вперед, «насколько он сам того хочет, не задер живая более живых и способных рамками программ пли тем, сколько успели пройти другие» 2. Обучение детей здесь также основано на полной добровольности, определенной системы занятий нет. Очень много внимания уделяется работе детей но дому, в саду, на огороде, во дворе и т. п. Не менее харак терен и опыт работы московского «Кружка совместного вос питания и образования детей»3. Здесь также на первом плане стоит свободный произво дительный труд детей, который по замыслу организаторов кружка, должен быть в тесной органической связи с систе мой образования, из которой изгонялся всякий намек на на силие, чтобы дать свободный рост индивидуальности. Эту же традицию отказа от всякой системы знаний, от целенаправленного обучения и воспитания мы находим и в опыте семейной школы в Москве4. «Основою всего дела должна была явиться не книга, не грамотность, а производительный труд, к которому мало по малу, сообразно духовным запросам детей, присоединились бы занятия научные. Школа и жизнь должны были бы слиться в одно неразрывное целое»5. Здесь также дети за нимались столярными работами, рисованием, рукоделием, 1 Т а м ж е, стр. 50. 2 И. Б е н е в с к ни. Из опыта воспитания п обучения детей в земле дельческой общине. Ж- «Свободное воспитание», М., 1907—1908, № 1, стр. 76. 3 Г о р б у и о в - П о с а д о в. Заметки о московском кружке совместно го воспитания и образования детей и «Детский сад М. А. Гуцевич», ж. «Свободное воспитание», 1907—И908, № 6. 4 Опыт семейной школы в Москве. Ж. «Свободное воспитание», № 1. Т а м ж е, стр. 54. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=