Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

чтобы «войти постепенно в тот общий физический груд чело­ вечества, которым держится вся жизнь человека» ’. Знания, которые ребенок неизбежно будет приобретать попутно с этим трудом, будут усваиваться без всякого усилия. В статье «Роль производительного труда в «Школе буду­ щего» Веитцель пишет: в школе «...производительный труд явится основным, главным делом, а книжное обучение — до­ полнительным, и оно будет органически связано с произво­ дительным трудом и естественно вытекать из него и естест­ венно вести к нему»1 2. Веитцель предлагает мастерскую прев­ ратить в «храм свободного творческого труда» 3. Это все из­ менит личность человека, приведет его «к гармоническому всестороннему индивидуальному развитию»4. Труд не дол­ жен делать из ребенка специалиста, если же последний про­ явит интерес к чему-либо, то он сможет детально изучить какую-либо форму труда «в специальных учебных ремеслен­ ных мастерских»5. В этих утверждениях наблюдается непо­ мерное выпячивание значения практических занятий, труда в формировании личности ребенка и недооценка общего об­ разования, продуманной системы знаний. У теоретиков «свободной школы» находится немало сто­ ронников, пытающихся на практике доказать возможность, реальность осуществления идеи воспитания нового поколе­ ния. В России создаются и открываются так называемые «семейные школы», «земледельческие общины», «сетлемеиты», где обычно родители, договариваясь, объединялись на рав­ ных началах. Такого рода опыты появляются в Москве, под Харьковом, в Петербурге. Их описание мы находим на стра­ ницах журнала. Так, С. Шацкий описывает практику московского обще­ ства «Сетлемент»6, цель 'которого —дать простор детским стремлениям, а взрослые должны помогать этому. Это об­ щество к моменту написания статьи существовало уже тре­ тий год. 1 Г о р б у и о в-П о с а д о в. Несколько вступит, слов. Ж. «Свободное воспитание», '1907—1908, № 1, стр. 9. 2 К. Н. В е и т ц е л ь . Роль производительного труда в «Школе буду­ щего», ж. «Свободное воспитание», 1907—Д908, № 1, стр. 44. 3 Т ам ж е, стр. 46. 4 Там ж е, стр. 47. 5 Т а м ж е, стр. 51. ü С. Ша ц к и й . Детский труд и новые пути. М. «Свободное воспита­ ние», 1907—1908. № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=