Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
чтобы «войти постепенно в тот общий физический груд чело вечества, которым держится вся жизнь человека» ’. Знания, которые ребенок неизбежно будет приобретать попутно с этим трудом, будут усваиваться без всякого усилия. В статье «Роль производительного труда в «Школе буду щего» Веитцель пишет: в школе «...производительный труд явится основным, главным делом, а книжное обучение — до полнительным, и оно будет органически связано с произво дительным трудом и естественно вытекать из него и естест венно вести к нему»1 2. Веитцель предлагает мастерскую прев ратить в «храм свободного творческого труда» 3. Это все из менит личность человека, приведет его «к гармоническому всестороннему индивидуальному развитию»4. Труд не дол жен делать из ребенка специалиста, если же последний про явит интерес к чему-либо, то он сможет детально изучить какую-либо форму труда «в специальных учебных ремеслен ных мастерских»5. В этих утверждениях наблюдается непо мерное выпячивание значения практических занятий, труда в формировании личности ребенка и недооценка общего об разования, продуманной системы знаний. У теоретиков «свободной школы» находится немало сто ронников, пытающихся на практике доказать возможность, реальность осуществления идеи воспитания нового поколе ния. В России создаются и открываются так называемые «семейные школы», «земледельческие общины», «сетлемеиты», где обычно родители, договариваясь, объединялись на рав ных началах. Такого рода опыты появляются в Москве, под Харьковом, в Петербурге. Их описание мы находим на стра ницах журнала. Так, С. Шацкий описывает практику московского обще ства «Сетлемент»6, цель 'которого —дать простор детским стремлениям, а взрослые должны помогать этому. Это об щество к моменту написания статьи существовало уже тре тий год. 1 Г о р б у и о в-П о с а д о в. Несколько вступит, слов. Ж. «Свободное воспитание», '1907—1908, № 1, стр. 9. 2 К. Н. В е и т ц е л ь . Роль производительного труда в «Школе буду щего», ж. «Свободное воспитание», 1907—Д908, № 1, стр. 44. 3 Т ам ж е, стр. 46. 4 Там ж е, стр. 47. 5 Т а м ж е, стр. 51. ü С. Ша ц к и й . Детский труд и новые пути. М. «Свободное воспита ние», 1907—1908. № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=