Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
крохах нового в своей работе, теоретические статьи и прак тические начинания приверженцев толстовских идей, стра ницы журнала прежде всего были предоставлены такому известному теоретику свободного воспитания, как К. Н. Вент- цель. Во втором номере журнала за 1907—1908 гг. К. Н. Вент- цель в статье «Педагог будущего» пытается определить, ка кие знания следует давать детям, доказывая, что, во-первых, изучать надо лишь то, что нужно в настоящий момент, ме тоды обучения также будут продиктованы потребностями и интересами детей: «...настоящим методом изучения будет... тот, который все время поддерживает ребенка в деятельном состоянии, который вместо того, чтобы давать ребенку зна ния, ставит его в такие условия, чтобы он их сам брал... ставит их в такое положение, что они как бы сами находят и открывают и сами создают эту науку» ’. А позже, в 1909 г., в лекции, прочитанной в политехническом институте в Мо скве, Вентцель подтверждает свою мысль, что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького иска теля истины» 1 2. Вентцель противник готовых программ. Дети, по его мнению, сами выберут для себя, но не предмет изу чения, а личность тех воспитателей, которые могут в большей степени удовлетворить их любознательность. К. Н. Вентцель считает, что это должен быть человек, глубоко уважающий личность ребенка, деятельность его «будет носить по преиму ществу следящий, выжидающий характер»3, он не должен порабощать волю и чувства ребенка». Последователи теории «свободного воспитания», выдвину той Л. Н. Толстым, горячо поддерживают Льва Николаевича, который «ярко развил и утвердил ту истину.., что школа для ребенка, а не ребенок для школы»4. В этой новой школе важное место в деятельности детей должен занять физиче ский труд — сельскохозяйственный и ремесленный, который сблизит детей с природой, вернет к патриархальной жизни, сделает свободными и нравственными. Теоретики журнала были уверены, что труд может быть свободным и в услови ях современного нм общества, если человек выполняет его добровольно, с охотой, если труд отвечает его интересам. Де ти должны будут заниматься доступным физическим трудом. 1Ж. «Свободное воспитание», 1907—'1908, № 3, стр. 5. 2Ж- «Свободное воспитание», М., 1908—1909, № 8, стр. 21. 3 Ж. «Свободное воспитание», '1907—Л908, № 2, стр. 3. 4 Там же, № 12, стр. .13. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=