Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

крохах нового в своей работе, теоретические статьи и прак­ тические начинания приверженцев толстовских идей, стра­ ницы журнала прежде всего были предоставлены такому известному теоретику свободного воспитания, как К. Н. Вент- цель. Во втором номере журнала за 1907—1908 гг. К. Н. Вент- цель в статье «Педагог будущего» пытается определить, ка­ кие знания следует давать детям, доказывая, что, во-первых, изучать надо лишь то, что нужно в настоящий момент, ме­ тоды обучения также будут продиктованы потребностями и интересами детей: «...настоящим методом изучения будет... тот, который все время поддерживает ребенка в деятельном состоянии, который вместо того, чтобы давать ребенку зна­ ния, ставит его в такие условия, чтобы он их сам брал... ставит их в такое положение, что они как бы сами находят и открывают и сами создают эту науку» ’. А позже, в 1909 г., в лекции, прочитанной в политехническом институте в Мо­ скве, Вентцель подтверждает свою мысль, что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького иска­ теля истины» 1 2. Вентцель противник готовых программ. Дети, по его мнению, сами выберут для себя, но не предмет изу­ чения, а личность тех воспитателей, которые могут в большей степени удовлетворить их любознательность. К. Н. Вентцель считает, что это должен быть человек, глубоко уважающий личность ребенка, деятельность его «будет носить по преиму­ ществу следящий, выжидающий характер»3, он не должен порабощать волю и чувства ребенка». Последователи теории «свободного воспитания», выдвину­ той Л. Н. Толстым, горячо поддерживают Льва Николаевича, который «ярко развил и утвердил ту истину.., что школа для ребенка, а не ребенок для школы»4. В этой новой школе важное место в деятельности детей должен занять физиче­ ский труд — сельскохозяйственный и ремесленный, который сблизит детей с природой, вернет к патриархальной жизни, сделает свободными и нравственными. Теоретики журнала были уверены, что труд может быть свободным и в услови­ ях современного нм общества, если человек выполняет его добровольно, с охотой, если труд отвечает его интересам. Де­ ти должны будут заниматься доступным физическим трудом. 1Ж. «Свободное воспитание», 1907—'1908, № 3, стр. 5. 2Ж- «Свободное воспитание», М., 1908—1909, № 8, стр. 21. 3 Ж. «Свободное воспитание», '1907—Л908, № 2, стр. 3. 4 Там же, № 12, стр. .13. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=