Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

стоятельиость мышления детей, учителя будут изучать и знать запросы учащихся, их способности, но и сами учителя должны быть людьми творчески мыслящими, ищущими. Ими- то и будут созданы «не окаменевшие программы», «но жи­ вые, гибкие, жизненные планы, постоянно свободно изменяю­ щиеся, сообразно запросам, силам, натуре, природным спо­ собностям учеников» *. Автор особо подчеркивает, что всем, кто хочет создать новую школу, прежде всего следует пере­ воспитать себя, т. к. человек, смотрящий на жизнь со старых позиций, никогда не сумеет внести что-то новое в педагогику. По мнению Горбунова-Посадова, родители не должны быть изолированы от воспитания детей, не должны быть в стороне от школы, а входить в жизнь школы «...как участни­ ки, сотрудники и старшие товарищи детей», прилагать все усилия, «чтобы домашняя жизнь сливалась со школьной в дружном стремлении к созданию наилучшей атмосферы для духовного и физического развития ребенка» 2. Учить ребенка будет сама жизнь, окружающая его при­ рода, а книги — это лишь учебные пособия. Но важным де­ лом для детей будет посильный для них труд, чтобы «войти постепенно в тот общий физический труд человечества, кото­ рым держится вся жизнь человека»3. Горбунов-Посадов прямо заявляет, что именно такое направление развития шко­ лы указано Львом Толстым, «впервые воплотившим в жизни идеал новой школы, нового воспитания и образования, осно­ ванного на удовлетворении свободных запросов ученика, на создании условий для свободного выражения и развития его духовной сущности,его творческих способностей» 4. Позднее, отмечая десятилетнюю годовщину издания жур­ нала «Свободное воспитание», Горбунов-Посадов пишет: «Школьные муки, школьные терзания детских душ сплоти­ лись навсегда, на всю жизнь во мне, и здесь-то несомненно были первые зародыши того, что, более чем через 25 лет спустя, привело меня к работе «Свободного воспитания», журнала школьного протеста, борьбы за полную школьную реформу»5. Появление нового журнала не прошло незаме­ ченным, туда потекли письма учителей, рассказывающих о ‘ Та м же. 2 Ж. «Свободное воспитание», М., 1907—1908, № 1, стр. 7. 3 Та м же, стр. 9. ’ Т ам ж е, стр. ТО. 5 «Какой школа не должна быть» (открытое письмо читателю-учителю). Библиотека свободного воспитания и образования и трудовой школы под ред. И. Горбунова-Посадова, вып. CXVI, М., 1918, стр. 96. 1S

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=