Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

васт эту школу царством «механического зубрения». Измене­ ния. происходящие в йен, касаются лишь некоторых тем в программах, количества часов на тот или другой предмет и т. д., совершенно не затрагивая самой сути школы. Самым же страшным пороком этой школы Горбунов-По- садов считает порабощение личности ребенка, уничтожение самобытности каждой отдельной личности. Здесь, говорит он, не только не уважают, по и «...стараются подавить всякое свободное выражение личности ребенка, обезжизнить, обез­ личить его в убийственной для нежного ростка жизни ат­ мосфере школьного принуждения, в которой чахнут и поги­ бают самодеятельность, воображение, наблюдательность и изобретательность» ’. Пребывание ребенка в этой школе неизбежно сказывает­ ся на качествах его личности. Оттуда выходят люди «...с при­ тупленною мыслью, со сломанною и исковерканной волей, с погасшим воображением, нс подготовленные ни к какому труду, требующему самостоятельности, творчества, индиви­ дуального гения» 2. Горбунов-Посадов очень ярко и убедительно показывает все отрицательное, что имелось в школах царской России, и это, безусловно, привлекало к журналу внимание многих про­ грессивно настроенных педагогов. Но пути изменения этой школы, предлагаемые автором, оказываются утопичными, не­ приемлемыми для революционно настроенных педагогов. Гор­ бунов-Посадов не смог сделать правильных выводов из 'сво­ ей критики и становится на тот же путь, что и Л. Н. Тол­ стой: пытается примирить непримиримые вещи, т. е. создать новую школу, ничего не изменив в существующих обществен­ ных отношениях. Он отмечает, что в противовес офици­ альной педагогике, все яснее звучит новая линия, ратующая за школу, принципиально отличающуюся от существующей: «Новая школа будет местом для свободного труда, свобод­ ного общения между детьми и теми, кто хочет помочь детям в удовлетворении их свободных запросов, в удовлетворении их жажды познания -и творчества»3. В этой школе будуще­ го «в основу всего будет положена любовь и такое же глу - бокое уважение к личности ребенка, как и к личности каж­ дого взрослого человека»4. Выше всего будет цениться само- 1 Т ам ж е, стр. 4. 2 Т а м ж е, стр. 5. 3 Т а м ж е. стр. 6. 4 Та м ж е. T j . M - o r n ? üsv- i' TaryT шя. Л. U У«лс*вх-в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=