Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

Иван Иванович остается другом н единомышленником Толстого до конца его жизни, и это, естественно, сказывает­ ся на взглядах и убеждениях И. И. Горбунова-Посадова. Сам Горбунов-Посадов был личностью незаурядной: педагог, поэт, общественный деятель. Особенно велика его роль как редактора издательства «Посредник», основанного Л. И. Толстым и В. И. Чертковым и выпускавшего книги, предназ­ наченные для широких масс народа. Для более широкой пропаганды идей «свободного воспитания» и задумывается издание журнала под аналогичным названием. Цель издания журнала — обмен мыслями и сведениями для «работающих или стремящихся к работе для осуществ­ ления в жизни идеала свободного, самодеятельного, трудо­ вого воспитания, вернее, самовоспитания человека» '. Эта декларация широко открывала страницы журнала для всех, кто искал новое в педагогике, кто пытался найти пути изменения школы, содержания и методов обучения, творчески работать. Поэтому в журнале печатаются и статьи педагогов, далеких от позиций сторонников «свободного вос­ питания». Так, наряду со статьями К. Н. Вентнеля, занимав­ шего. как известно, наиболее анархические позиции в теории «свободного воспитания», С. Т. Шацкого, И. В. Чехова в журнале помещаются статьи И. К. Крупской, которая уже в те годы решает теоретические проблемы, исходя из требова­ ний марксистской педагогики. С целью обсуждения, дискус­ сии публикуется много переводных статей с французского, английского, немецкого языков. Правда, следует оговорить­ ся, что, как правило, авторами этих статей были педагоги мелкобуржуазных и буржуазных направлений, взгляды кото­ рых основаны на религии (Г. Шаррельман, Ф. Ганеберг, Э. Кэй, Ж. Эльслендер, Г. Кершенштейнер и др.), однако наиболее рациональное из их опыта могло быть использова­ но и прогрессивной педагогикой России. Первый номер журнала «Свободное воспитание» вышел в сентябре 1907 года и открылся он статьей И. И. Горбуно­ ва-Посадова «Несколько вступительных слов». Это фактиче­ ски программа нового журнала. Автор рисует картину современной ему школы, когда «ма­ ленькие люди» с «тупым выражением смертельной скуки» отправляются в школу «не понимая, зачем каждый день возобновляется для них это мученье»* 2. Иван Иванович назы- Ж. «Свободное воспитание», »1907—1908 гг. ЛгИ, стр. 11. 2 Т а м ж е, стр. ,1. И)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=