Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

И. И. НИКОЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЫ В ЖУРНАЛЕ «СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ» В 60-е годы XIX в. Л. Н. Толстой, критикуя современную ему буржуазную школу, провозглашает свою теорию «сво­ бодного воспитания». Источником этой теории явилась иде­ ализация ребенка, т. к. Л. Н. Толстой считал его первообра­ зом, добра, гармонии и красоты. Ведущие положения своей теории Лев Николаевич пытался реализовать в Яснополян­ ской школе, которая одновременно стала лабораторией но­ вого подхода к ребенку. Теория «свободного воспитания» быстро находит своих сторонников и широко распространя­ ется в России. Особенно много единомышленников появля­ ется у Льва Николаевича после поражения революции 1905—1907 гг., когда многие радикально настроенные интел­ лигенты, напуганные грозными событиями, пытаются дока­ зать, что уничтожить все противоречия, сгладить острые уг­ лы поможет коренное изменение воспитания. Дети, воспитан­ ные в новом духе, на основах полнейшей свободы, без вме­ шательства взрослых, вырастут людьми идеальными, высоко­ нравственными. Они-то и создадут новое общество, которому чужды будут угнетение и неравенство, унижение и нищета. Хотя утопичность этих планов очевидна, однако многие прогрессивно настроенные мыслители, педагоги искренне ве­ рят в возможность прихода «идеального завтра» именно этим путем. Наиболее ярким выразителем идей свободного воспита­ ния явился журнал «Свободное воспитание», который начал издаваться в 1907 г., его редактором был либерально настро­ енный и широко известный деятель того времени И. И. Гор- бунов-Посадов. Л. Н. Толстого и II. И. Горбунова-Посадова связывали узы дружбы, последний считал себя учеником и последова­ телем великого старца из Ясной Поляны и называл его «мой добрый друг» К1 1Ж. «Свободное воспитание», 1907—1908 гг. Х<* 7, стр. 2. В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=