Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
И. И. НИКОЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЫ В ЖУРНАЛЕ «СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ» В 60-е годы XIX в. Л. Н. Толстой, критикуя современную ему буржуазную школу, провозглашает свою теорию «сво бодного воспитания». Источником этой теории явилась иде ализация ребенка, т. к. Л. Н. Толстой считал его первообра зом, добра, гармонии и красоты. Ведущие положения своей теории Лев Николаевич пытался реализовать в Яснополян ской школе, которая одновременно стала лабораторией но вого подхода к ребенку. Теория «свободного воспитания» быстро находит своих сторонников и широко распространя ется в России. Особенно много единомышленников появля ется у Льва Николаевича после поражения революции 1905—1907 гг., когда многие радикально настроенные интел лигенты, напуганные грозными событиями, пытаются дока зать, что уничтожить все противоречия, сгладить острые уг лы поможет коренное изменение воспитания. Дети, воспитан ные в новом духе, на основах полнейшей свободы, без вме шательства взрослых, вырастут людьми идеальными, высоко нравственными. Они-то и создадут новое общество, которому чужды будут угнетение и неравенство, унижение и нищета. Хотя утопичность этих планов очевидна, однако многие прогрессивно настроенные мыслители, педагоги искренне ве рят в возможность прихода «идеального завтра» именно этим путем. Наиболее ярким выразителем идей свободного воспита ния явился журнал «Свободное воспитание», который начал издаваться в 1907 г., его редактором был либерально настро енный и широко известный деятель того времени И. И. Гор- бунов-Посадов. Л. Н. Толстого и II. И. Горбунова-Посадова связывали узы дружбы, последний считал себя учеником и последова телем великого старца из Ясной Поляны и называл его «мой добрый друг» К1 1Ж. «Свободное воспитание», 1907—1908 гг. Х<* 7, стр. 2. В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=