Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

тоды односторонни и что наилучшая метода была та, кото­ рая отвечала бы на всевозможные затруднения, встречаемые учеником...». При этом «всякая отдельная личность., должна быть обучена совершенно особенно от всякой другой, и поэ­ тому для каждого должна бы быть особая метода. Для од­ ного представляется непобедимой трудностью то, что ни­ сколько не задерживает другого, и наоборот» 12. Учитель по­ этому должен в каждом ученике видеть особый характер, заявляющий особые потребности, удовлетворить которые, по мнению Толстого, может только «свобода выбора». Большой интерес представляют дидактические рекомен­ дации Л. Н. Толстого для учителя. Чтобы ученик учился хо­ рошо, надо, чтобы он учился охотно, а для этого нужно, что­ бы, во-первых, то, чему учат ученика, было понятным и зани­ мательным, и, во-вторых, чтобы «душевные силы его были в самых выгодных условиях». Чтобы обеспечить первое усло­ вие, надо избежать двух крайностей: 1) не говорить ученику о том, чего он не может знать и понять, и 2) не говорить о том, что он знает не хуже, а ино­ гда и лучше учителя. Для выполнения второго условия необходимо: 1) чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где учится ученик, 2) чтобы ученик не стыдился учите­ лей или товарищей, 3) чтобы ученик не боялся наказания за непонимание (эго требование, по мнению Толстого, очень важно), 4) чтобы ум не утомлялся, 5) чтобы урок был со­ размерен силам ученика, был не слишком легок и не слиш­ ком труден. Л. Н. Толстой требовал от воспитателей, чтобы они «не переставая, воспитывали себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся», так как только в этом случае воспитание детей будет «более успеш­ ным». Подчеркивая силу личного примера воспитателя, Тол­ стой писал: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, ко­ го мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети, — гипно­ тизацией, заразительностью примера.., все или 0,999 воспита­ ния сводится к примеру... Я думал, что не только трудно, но 1 Л. II. Т о л с т о й . О методах обучения грамоте. Поли. собр. соч.. т. 3, стр. 145. 2 Л. И. Т о л с т о й . Роль примера и подражания в воспитании. Пед. соч. изд. 2-е, Учпедгиз, М., 1953, стр. 402—403. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=