Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
тоды односторонни и что наилучшая метода была та, кото рая отвечала бы на всевозможные затруднения, встречаемые учеником...». При этом «всякая отдельная личность., должна быть обучена совершенно особенно от всякой другой, и поэ тому для каждого должна бы быть особая метода. Для од ного представляется непобедимой трудностью то, что ни сколько не задерживает другого, и наоборот» 12. Учитель по этому должен в каждом ученике видеть особый характер, заявляющий особые потребности, удовлетворить которые, по мнению Толстого, может только «свобода выбора». Большой интерес представляют дидактические рекомен дации Л. Н. Толстого для учителя. Чтобы ученик учился хо рошо, надо, чтобы он учился охотно, а для этого нужно, что бы, во-первых, то, чему учат ученика, было понятным и зани мательным, и, во-вторых, чтобы «душевные силы его были в самых выгодных условиях». Чтобы обеспечить первое усло вие, надо избежать двух крайностей: 1) не говорить ученику о том, чего он не может знать и понять, и 2) не говорить о том, что он знает не хуже, а ино гда и лучше учителя. Для выполнения второго условия необходимо: 1) чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где учится ученик, 2) чтобы ученик не стыдился учите лей или товарищей, 3) чтобы ученик не боялся наказания за непонимание (эго требование, по мнению Толстого, очень важно), 4) чтобы ум не утомлялся, 5) чтобы урок был со размерен силам ученика, был не слишком легок и не слиш ком труден. Л. Н. Толстой требовал от воспитателей, чтобы они «не переставая, воспитывали себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся», так как только в этом случае воспитание детей будет «более успеш ным». Подчеркивая силу личного примера воспитателя, Тол стой писал: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, ко го мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети, — гипно тизацией, заразительностью примера.., все или 0,999 воспита ния сводится к примеру... Я думал, что не только трудно, но 1 Л. II. Т о л с т о й . О методах обучения грамоте. Поли. собр. соч.. т. 3, стр. 145. 2 Л. И. Т о л с т о й . Роль примера и подражания в воспитании. Пед. соч. изд. 2-е, Учпедгиз, М., 1953, стр. 402—403. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=