Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

жающее свои мысли своим языком, — то вы видите измучен­ ное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними тубами чужие слова на чужом языке, —существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик. Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из двух более выгодно для развития ре­ бенка» *. Эта же мысль нашла свое продолжение в характеристике учителя Подосиновской школы, который, но словам Толсто­ го «...во время учения и распуская учеников.., вел себя со­ вершенно так же, как в старину барщинский староста, с па­ лочкой ходящий на работе за бабами...». При приближении учителя у каждого из учеников «щурились глаза и головы вжимались в плечи»; после учения они «вышли во двор все еще тупые и мертвые, прошли несколько шагов как убитые и только в некотором отдалении от училища стали оживать. И какие прелестные дети! Точно такие же, каких я знаю и люблю в Ясной Поляне, только еще совсем новые и прекрас­ ные типы» 1 2. Наилучшими отношениями между учителем и учениками Толстой считал «отношения естественности», «меньшей при­ нудительности и облегченности ученья». Такие «новые отно­ шения» лучше всего устанавливаются «вне училища, несмот­ ря на всю свободу его», это отношения «большей свободы, большей простоты и большего доверия, тс самые отношения, которые представляются нам идеалом того, к чему должна стремиться школа»3. Толстой оыл твердо убежден в том, что школа не должна вмешиваться в дело воспитания, которым должна занимать­ ся семья, что школа не должна и не имеет права награждать и наказывать, что лучше «полиция и администрация школы» состоит в предоставлении полной свободы ученикам «учить­ ся и ведаться между собой», как им хочется. Толстой придавал большое значение учету индивидуаль­ ных особенностей учащихся. Отрицая возможность примене­ ния универсального метода обучения, он считал, что «все ме­ 1 Л. II. Т о л с т о й . О народном образовании. Поли. собр. соч., т. S, стр. il4. 2 Л. И. Т о л с т о й . О свободном возникновении п развитии школ в народе. Поли. собр. соч., т. 8, стр. ;163—164. 3 Л. Н. Т о л с т о й . Яснополянская школа за ноябрь и декабрь ме­ сяцы. Поли. собр. соч., т. 8, стр. 33. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=