Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

разве уж явится какой-нибудь беспардонный шалун и на­ чинает в школе затевать уличные игры, так такого шалуна сами ребята сейчас же проводят из школы .без церемоний... В школе у нас было весело, занимались с охотой, но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Нико­ лаевич. В школе вид он принимал серьезный, требовал от нас чистоты, бережливости к учебникам, вещам и правди­ вости. Не любил, если кто из его учеников допускал 1 какие-ни- будь глупые шалости, не любил шалунов, которые смеялись нечистым смехом, любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки» *. •«Свободное воспитание» сочеталось с очень важными и ценными рекомендациями учителю по его работе с детьми, требованиями к его педагогической этике. Обязательным ка­ чеством учителя Толстой считал любовь к делу и ученикам. Качество это, по его мнению, «...восполняет и всякое ис­ кусство учительское и всякое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретает недостающее знание...» «Если учитель имеет только любовь к делу,—писал Тол­ стой,— он будет хороший учитель. Если учитель имеет толь­ ко любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель» 2. Л. Н. Толстой резко критиковал состояние воспитания и обучения в школах Германии, лишавших детей их главного удовольствия — свободного движения, где учитель большей частью видит в учениках своих прирожденных врагов, кото­ рые по своей злобе и злобе родителей не хотят выучить то, что выучил он сам, и где ученики, наоборот, смотрят на учи­ теля как на врага, который только по личной злобе застав­ ляет их учить «столь трудные вещи». Как тонкий психолог Л. Н. Толстой видел удручающее воздействие на детей таких школ и учителей. «Стоит взгля­ нуть па одного и того же ребенка дома, на улице или в шко­ л е ,— говорил он, — то вы видите жизнерадостное, любозна­ тельное существо, с улыбкой в глазах и на губах, во всем ищущее поученья, как радости, ясно и часто сильно выра• Воспоминания о Л. Н. Толстом ученика Яснополянской школы В. С. Морозова. «Посредник», 11917, стр. 44. - Л. И. Т о л с т о й . Общие замечания для учителя. Поли. собр. соч., т. 4, стр. 264. 9* п

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=