Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
разве уж явится какой-нибудь беспардонный шалун и на чинает в школе затевать уличные игры, так такого шалуна сами ребята сейчас же проводят из школы .без церемоний... В школе у нас было весело, занимались с охотой, но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Нико лаевич. В школе вид он принимал серьезный, требовал от нас чистоты, бережливости к учебникам, вещам и правди вости. Не любил, если кто из его учеников допускал 1 какие-ни- будь глупые шалости, не любил шалунов, которые смеялись нечистым смехом, любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки» *. •«Свободное воспитание» сочеталось с очень важными и ценными рекомендациями учителю по его работе с детьми, требованиями к его педагогической этике. Обязательным ка чеством учителя Толстой считал любовь к делу и ученикам. Качество это, по его мнению, «...восполняет и всякое ис кусство учительское и всякое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретает недостающее знание...» «Если учитель имеет только любовь к делу,—писал Тол стой,— он будет хороший учитель. Если учитель имеет толь ко любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель» 2. Л. Н. Толстой резко критиковал состояние воспитания и обучения в школах Германии, лишавших детей их главного удовольствия — свободного движения, где учитель большей частью видит в учениках своих прирожденных врагов, кото рые по своей злобе и злобе родителей не хотят выучить то, что выучил он сам, и где ученики, наоборот, смотрят на учи теля как на врага, который только по личной злобе застав ляет их учить «столь трудные вещи». Как тонкий психолог Л. Н. Толстой видел удручающее воздействие на детей таких школ и учителей. «Стоит взгля нуть па одного и того же ребенка дома, на улице или в шко л е ,— говорил он, — то вы видите жизнерадостное, любозна тельное существо, с улыбкой в глазах и на губах, во всем ищущее поученья, как радости, ясно и часто сильно выра• Воспоминания о Л. Н. Толстом ученика Яснополянской школы В. С. Морозова. «Посредник», 11917, стр. 44. - Л. И. Т о л с т о й . Общие замечания для учителя. Поли. собр. соч., т. 4, стр. 264. 9* п
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=