Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

Это положение, несмотря на его явно идеалистический характер, имеет важное значение, так как отрицает наличие у родившегося ребенка отрицательных свойств и качеств, предопределяющих его дальнейшее развитие. Л. Н. Толстой утверждал, что личность ребенка должна играть большую и активную роль в педагогическом процессе, настойчиво требовал уважения и любви к детям, стимулирования их активности и творчества. Высказываясь против какого бы то ни было принужде­ ния человеческой личности, Толстой считал, что свободное развитие детей должно быть руководящим принципом воспи­ тания и обучения. Одно из характерных для его педагогиче­ ской системы противоречий состояло в том, что возможность целенаправленного воспитательного воздействия на детей должна была сочетаться с требованием полной свободы их в педагогическом процессе. Л. Н. Толстой правильно говорил о недопустимости грубо принудительного внедрения в сознание учащихся определен­ ных убеждении, но переоценивал возможности детей в само­ стоятельном решении возникающих перед ним проблем, предоставляя им право оценки деятельности учителя, права посещать или не посещать уроки, слушать или не слушать объяснения учителя на уроке. Однако, признавая, что руководимая им Яснополянская школа развивалась «свободно из начал, вносимых в нее учи­ телем и учениками», Толстой отчетливо представлял, что «чем дальше идут ученики, тем больше разветвляется пре­ подавание, и тем необходимее становится порядок. Вследст­ вие того, при нормальном, ненасильственном развитии шко­ лы, чем более образовываются ученики, тем они становятся способнее к порядку, и тем сильнее на них в этом отношении влияние учителя»1. Толстой указывает, что в Яснополянской школе «это правило подтверждалось постоянно, со дня ее основания». Бывший ученик Яснополянской школы В. С. Морозов в своих воспоминаниях отмечал, что «...составилось непра­ вильное мнение, будто школа Льва Николаевича была похо­ жа на цыганский табор или на сельскую сходку. Все это ложь. Особых шалбстей в школе никогда не замечалось, 1 Л. Н. Т о л с т о й . Яснополянская школа за ноябрь и декабрь меся цы. Поли. собр. соч., т. 8, стр. 33. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=