Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Her, это ужасно!»'. В юности Николенька много работает над собой в соответствии с дворянским идеалом «Сотте П fa- iit», сущность которого заключается в отличном про­ изношении французского языка, длинных и чистых ногтях, у.мении кланяться, танцевать и разговари­ вать, проявлять равнодушие ко всему, хранить на ли­ це выражение изящной презрительной скуки и вести праздный образ жизни. С позиции этого идеала Николенька оценивает людей и по-разному к ним относится. Показывая большую роль среды в фор.мированип личности, Толстой далек от мысли о фатальном влия­ нии среды на ребенка. Своим произведением от ут­ верждает, что она является лишь условием, в кото­ ром формируется личность. Во всей трилогии ярко показана активность растущей личности, больщая внутренняя работа ребенка, который избирательно и критически усваивает влияния среды. Десятилетний Николенька, переживая горе по слу­ чаю смерти матери, наблюдает поведение других лиц в связи с этим событием. Он начинает замечать не­ искренность и лицемерие в проявлении чувств неко­ торых близких и учится ценить искренность простых людей в лице Натальи Савищны. По мере накопления жизненного опыта усложня­ ется эта активность. Подросток становится способны.м анализировать не только конкретные явления внещ- него мира, но и абстрактные выводы человеческого ума и старается применить в жизни те или иные умо­ заключения. Возникает потребность в активной пере­ делке собственной личности. Вступает в силу само­ воспитание. Рисуя глубокую, сосредоточенную в самом себе, моральную жизнь Николеньки в отрочестве, его раз­ мышления над самыми сложными вопросами чело­ веческого бытия, Л. Н. Толстой пишет: «Раз мне при­ шла мысль, что счастье не зависит от внешних при­ чин, а от нашего отношения к ним, что человек, при- ' Л. Н. То 1962, стр. 55. 4- л с т о й . Детство. Отрочество, Юность. Тула, 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=