Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

старость II недооценивает юношеский и зрелый воз­ раст, когда человек наиболее глубоко отражает оп­ ределенную эпоху истории человечества и активно участвует в ней. В противоположность этим теоретическим рас­ суждениям в художественных произведениях при раскрытии процесса психического развития личности в Толстом побеждает его «трезвый реализм», и он становится на позицию стихийного материализма и диалектики. Это, в частности, можно видеть и при анализе трилогии. В ней проблема психического развития ре­ бенка раскрывается Толстым наиболее полно и глу­ боко. Трилогия возникла из замысла Толстого написать роман «Четыре эпохи развития» и изобразить в нем историю формирования человеческой личности, дви­ жение ее к высокой цели. Замысел не был доведен до конца. Написаны «Детство», «Отрочество» и пер­ вая часть «Юности». Вторая часть «Юности» оста­ лась в планах, а «Молодость» не была и начата. Главный герой трилогии Николенька Иртеньев по­ казан Л. Н. Толстым ребенком, отроком и юношей. Раскрывая «диалектику души» ребенка, автор дает материалистическую интерпретацию явлениям психи­ ческой жизни. Формирование личности рисуется та­ ким образом, что совершенно очевидна историческая обусловленность психического развития ребенка. Николенька воспитывается в дворянской аристо­ кратической семье и усваивает взгляды и идеалы этой среды. Несмотря на то, что в семье имеет место гу­ манное отношение к дворовым, он уже в раннем дет­ стве осознает себя человеком особого достоинства и проявляет высокомерное отношение к крепостным, как людям второго сорта. Любя и уважая Наталью Савишну (крепостную экономку, всей душой предан­ ную свои.м господам и всей семье Иртеньевых), по­ нимая справедливость ее наказания, Николенька в то же время возмущается ее действиями; «Как! —говорил я сам себе, прохаживаясь по за­ ле и захлебываясь от слез.—Наталья Савишна, прос­ то Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу 98

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=