Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
повпых, можно сказать, основной проблемой Толсто- го-художннка, Толстого-мыслителя и Толстого-педа- гога. Как же она решается в трилогии «Детство, Отро чество, Юность»? В разрешении этой проблемы Толстым мы нахо дим те «кричащие противоречия», которые были свойственны Л. Н. Толстому и причину которых яр ко раскрыл В. И. Ленин с своих статьях о Толстом. Л. Н. Толстой в своих философских и педагогиче ских сочинениях рассматривает развитие человека как процесс самопроизвольный, как процесс раскры тия изначально заложенной в душе ребенка идеи нравственного совершенствования. В своей статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» он пишет: «Большей частью воспитатели выпускают из виду, что детский возраст есть прооб раз гармонии и развитие ребенка, каторое независи мо идет по неизменным законам, принимают за цель» Толстой повторяет как инстину слова Руссо «Че ловек рождается совершенным» и утверждает, что «сознание идеала гармонии, красоты, правды и доб ра лежит в ребенке сильнее, чем во взрослом и ре бенку от взрослого «нужен только материал для то го, чтобы пополняться гармонически и всесторонне»^. Исходя из этого Толстой приходит к неправиль-V' ным выводам: «Идеал наш сзади, а не впереди», «Воспитание портит, а не исправляет людей»®- В советской психологии уже отмечалось (Л. Л. Драголи «Вопросы детской психологии в художест венных произведениях Л. Н- Толстого»), что Л. Н. Толстой смотрит на нравственный путь жизни чело века как на возвращение к тому невинному состоя нию, в котором пребывает младенец, и подходит к оценке отдельных периодов развития человека с точ ки зрения критерия добра и зла, содеянного челове ком в жизни. Поэтому он переоценивает детство и ' Л. Н. Т о л с т о й . Пед. соч. Учпедгиз, 1953, стр.' 335. 2 Т а м ж е, Ттр. 335—336. 3 Т а м ж е. Заказ 9857 ду стр. 355.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=