Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
букой», Толстой сам глубоко изучал естественные науки, физику, астрономию. Он писал: «Выбирал не то. что попадалось в книгах, не то, что случайно знтю, не то, что мне кажется нужно знать, но то, что ясно и красиво, и когда мне казалось недостаточно ясно и красиво, я старался выразить по-своему» * *. В «Азбуке» и в «Книгах для чтения» Л. Н. Толстого на базе рассмотрения жизненных явлений даются научно-образовательные сведения по многим предме там: истории, географии, физике, химии, астрономии, бгтанике и другим. Вот, например, как знакомятся ученики с поня тием об элементарных частицах в рассказе «Запах»: «Человек в 400000 раз больше, чем блоха, а он видит блоху и ощупывает ее руками. У блохи есть тоже глтза в 100000 раз меньше глаз человека. Блоха сво- Н 1 и глазами должна видеть вещества в 400000 раз меньше ее. Такие-то частицы, а, может быть, еще меньше, те, которые попадают нам в нос, когда чем- нибудь пахнет»^. Толстой подчеркивал необходимость естественных связей между предметами на основе учета интересов и жизненного опыта учеников, практического приме нения полученных знаний. Наличие у магнита двух полюсов объяснялось, например, следующим обра зом: «Если" одну магнитную палочку разрубить попо лам, то опять каждая половина будет с одной сторо ны цепляться, а с другой отворачиваться. И еще раз руби,—тоже будет... Все равно как еловую шишку, где ни разломи, все будет с одного конца пупом, а с другого чашечкой. С того ли, с другого ли конца,— чашечка с пупом сойдутся, а пуп с пупом и чашечка с чашечкой не сойдутся».®. Ученикам Яснополянской школы давались зада ния на проведение различных экспериментов в до машних условиях. На основе наблюдений и примене ния имеющихся знаний делались часто далеко иду щие выводы. Так, из наблюдений за таянием льда в замороженном чугуне с водой следовало заключение о том, что теплоисточник движения, что если нет ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 21, стр. 572. • 2 Т ам ж е, стр. 366. 3 Т а м ж е, стр. 176, 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=