Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

мый для изучения географии, по опыту и наблюде. ниям Толтого, возбуждается знаниями естественных наук или путешествиями. Исходя из этого в учебный план Яснополянской школы были введены «беседы из естественных наук», широко практиковались демонстрации физических и химических опытов, устраивались «путешествия»—. прогулки в лес, в поле, в сад, на реку, во время ко­ торых учитель передавал детям «целый мир знаний математических, естественных, языка и поэзии», от­ вечал на бесчисленное количество вопросов своих учеников о явлениях окружающей жизни. Толстой считал, что, несмотря на всю свободу училища, толь­ ко «на воздухе» между учениками и учителем уста­ навливаются новые отношения большей свободы, большей простоты и большего доверия, т. е. те самые отношения, которые представлялись ему идеало.ч того, к чему должна стремиться школа. На уроках истории в Яснополянской школе ис­ пользовался географический материал. Отличие Рос­ сии от других государств учитель пытался объяснить не только с исторических позиций, но и географиче­ ски. С историей и географией было тесно связано преподавание и, священной истории. «История евреев Ветхого Завета естественно, казалось мне,—писал Толстой,— наводила детей на вопросы: где, когда н при каких условиях происходили известные им со­ бытия,—что такое Египет, фараон. Ассирийский царь? и т. п.»‘. Даже в библии Толстой усматривал ее энцикло­ педический характер, неоднократно повторяя, что в этой книге есть все, что только может навести учите­ ля на объяснение по всем отраслям знания: и исто­ рия, и география, и естественные науки. Своеобразными элементарными энциклопедиями для детей были написанные Толстым учебные посо­ бия-хрестоматии («Азбука» и другие). В них прос­ то и живо излагались знания по многим предметам, давались указания по их применению, в заниматель­ ной и художественной форме приводились ответы на возникающие у учеников вопросы. Работу над «Аз- ‘ Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 92. 92 i

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=