Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

ся только или в дурной постановке вопроса, или в не­ достатке памяти» В «грамоте» Л- Н. Толстой видел большую прак­ тическую ценность и считал ее вредной, если она не­ приложима и бесполезна. В Яснополянской школе грамматика изучалась в процессе чтения и письма путем ознакомления учащихся с грамматическими правилами, и это оказывалось гораздо более эффек- тивньГм, чем последовательное изучение грамматики как самостоятельного предмета. Любимым занятием учеников Яснополянской шко­ лы было писание сочинений «из головы». На основа­ нии личного педагогического опыта Толстой пришел к выводу о том, что одновременно с чтением при про­ хождении каждого раздела надо упражнять учеников в писании сочинений «из головы» на заданную тему и письменных изложений прочитанного. Наиболее интересными были описания занимательных событий, которые наблюдались непосредственно учащимися. В первом и втором классах выбор тем таких сочине­ ний предоставлялся -самим ученикам. Большое внимание уделялось осознанному упот­ реблению слов на основе сформированных понятий. «Почти всегда непонятно не самое слово, а вовсе нет у ученика того понятия, которое выражает слово. Слово почти всегда готово, когда готово понятие... Нужно давать ученику случаи приобретать новые по­ нятия и слова из общего смысла речи»^. Отдельные предметы чтения; чтение механическое и постепенное, имея различные цели —беглое состав­ ление слов из известных знаков и знание литератур­ ного языка, в Яснополянской школе изучались в органическом единстве и взаимосвязи. Установление связей между предметами Толстой обосновывал необходимостью возбуждения у уча­ щихся интереса к изучению того или иного предмета при изучении других предметов. Так, необходимый для преподавания истории исторический интерес большей частью развивается на основе интереса ху­ дожественного, «географический интерес», необходи- ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 17, стр. 87- 2 Т а м ж е, т. 8, стр. 42. 64. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=