Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

'l как учит сама жизнь, руководствуясь только тем, что приятно и занимательно'для учеников. Не следует ис­ кать для этого новых оснований подразделения наук, как делают «партизаны предметных уроков», подраз­ деляющие науку не так, как прежде ее подразделя­ ли—на историю, химию, математику и т. д., а не­ известно- почему на «хлопчатую бумагу, капусту, са­ мовар и т. д.». При таком подразделении произвол и деспотизм преподавания становится вдвое тяжелее, так как прежде произвол состоял только в том, что ученика учат тому, что учителя считают полезным, а теперь заставляют его учить, т. е. усваивать знания только тем путем, который нравится учителю. По мнению Толстого, педагог вовсе не должен быть эн­ циклопедистом для того, чтобы отвечать на все тре­ бования учащихся. Всякая односторонность будет гармонично ложиться в души учеников, если не наси­ ловать логику их мышления и предоставлять им воз- .можность отказаться от изучения тех отраслей зна­ ний, которые «по инстинкту» не годятся им. Но Толстой хорошо понимает важность «неодно- стореннего» изучения предметов; утверждая необ­ ходимость связи между такими, казалось бы, разно­ родными предметами, как синтаксис и математика. Эта связь помогает устранить возникающие у уча­ щихся синтаксические затруднения при решении ма­ тематических задач. Показано это на довольно убе­ дительных примерах: «...Редкий ребенок сразу отве­ тит на вопрос: у Ноя было 3 сына: Сим, Хам и Иа- фе^; кто их был отец? Затруднение тут не математи­ ческое, а синтаксическое, зависящее от того, что в из­ ложении задачи и в вопросе не одно и то же подле­ жащее... Пусть кто-нибудь сразу поймет следующую задачу г. Евтушевского: «У одного мальчика было 4 ореха, у другого 5. Второй отдал первому все свои орехи, а этот отдал третьему 3 ореха, а ос­ тальные роздал поровну трем другим товарищам. Сколько орехов получил каждый из последних? Скажите задачу так: у мальчика было 4 ореха. Ему дали еще 5. Он отдал 3 ореха, а остальные хочет раз­ дать трем товарищам. По скольку он может дать каждому? Пятилетний мальчик решит ее, потому что задачи нет никакой, а затруднение может встретить­ 90

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=