Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
'l как учит сама жизнь, руководствуясь только тем, что приятно и занимательно'для учеников. Не следует ис кать для этого новых оснований подразделения наук, как делают «партизаны предметных уроков», подраз деляющие науку не так, как прежде ее подразделя ли—на историю, химию, математику и т. д., а не известно- почему на «хлопчатую бумагу, капусту, са мовар и т. д.». При таком подразделении произвол и деспотизм преподавания становится вдвое тяжелее, так как прежде произвол состоял только в том, что ученика учат тому, что учителя считают полезным, а теперь заставляют его учить, т. е. усваивать знания только тем путем, который нравится учителю. По мнению Толстого, педагог вовсе не должен быть эн циклопедистом для того, чтобы отвечать на все тре бования учащихся. Всякая односторонность будет гармонично ложиться в души учеников, если не наси ловать логику их мышления и предоставлять им воз- .можность отказаться от изучения тех отраслей зна ний, которые «по инстинкту» не годятся им. Но Толстой хорошо понимает важность «неодно- стореннего» изучения предметов; утверждая необ ходимость связи между такими, казалось бы, разно родными предметами, как синтаксис и математика. Эта связь помогает устранить возникающие у уча щихся синтаксические затруднения при решении ма тематических задач. Показано это на довольно убе дительных примерах: «...Редкий ребенок сразу отве тит на вопрос: у Ноя было 3 сына: Сим, Хам и Иа- фе^; кто их был отец? Затруднение тут не математи ческое, а синтаксическое, зависящее от того, что в из ложении задачи и в вопросе не одно и то же подле жащее... Пусть кто-нибудь сразу поймет следующую задачу г. Евтушевского: «У одного мальчика было 4 ореха, у другого 5. Второй отдал первому все свои орехи, а этот отдал третьему 3 ореха, а ос тальные роздал поровну трем другим товарищам. Сколько орехов получил каждый из последних? Скажите задачу так: у мальчика было 4 ореха. Ему дали еще 5. Он отдал 3 ореха, а остальные хочет раз дать трем товарищам. По скольку он может дать каждому? Пятилетний мальчик решит ее, потому что задачи нет никакой, а затруднение может встретить 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=