Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Отражая настроение реакционных кругов, буржу­ азный педагог С> Протопопов, реакционный публицист М. Н. Катков и некрторые другие буржуазные деятели резко отрицательней отозвались о педагогических взгля­ дах и делах Толстого. В 1861 г. постоянный сотрудник и резензент журнала «Учитель» Толль, критикуя взгляды Толстого, заявлял, что «опыт научный не то же, что личный опыт, н ничей личный опыт не может стать наукой; между личным и научным опытом целая бездна». Но, как известно. Толстой не ограничивался собственным опытом и не отрицал исторического опыта. Он требовал опыта для проверки того, насколько то или иное теоретическое положение применимо в определенных специфических условиях. В 1874 г. после опубликования статьи Толстого «Она­ родном образовании» в журнале «Отечественные за­ писки», редактируемом Н. А. Некрасовым и М. Е. Сал­ тыковым-Щедриным, поднялась новая волна дискус­ сии, вызванной критикой Толстым педагогики, отор­ ванной от практики. В этой дискуссии принял участие известный социо­ лог и публицист Н. К. Михайловский, поместивший не­ сколько статей в «Отечественных записках» под наз­ ванием «Записки профана». Он приветствовал крити­ ку Толстым немецкой педагогики и ее русских после­ дователей. По его мнению. Толстой правильно полагал, что цель воспитнания должна заключаться в стремле­ нии к гармоническому развитию всех сил и способно­ стей детей. Однако Михайловский взял под сомнение идею сво­ бодного воспитания, считал неправильным отрицание Толстым вмешательства в дело народного образования цивилизованных людей, пытался показать противоре­ чия во взглядах Толстого. Известный педагог Д. И. Тихомиров выступил про­ тив взглядов Толстого на свободу в педагогическом процессе. В журнале «Семья и школа» он целиком от­ верг педагогические положения, выдвинутые Толстым в статье «О народном образовании». Тихомиров оказался в числе тех критиков Толсто­ го, которые не поняли или не могли понять прогрес­ сивного характера многих его идей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=