Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
предметы. Учитель начнет арифметику и перейдет К геометрии, начне'^ священную историю, а кончит грамматикой... Вначале нельзя было подразделить ни па классы, ни на предметы, ни на рекреацию и уро ки: все само собой сливалось в одно..-»'. Характерная для Толстого переоценка роли уча щихся в организации учебной работы на уроке про является и в TO.M, что основания подразделения наук, по его убеждению, субъективно лежат в уме каждого ученика. Вместе с тем Толстой правильно говорит о необходимости всестороннего подхода . к изучению предметов и явлений реального мира с позиций раз личных наук, а в условиях школы —предметов. «Ка жется нечего доказывать, что возьмите... какой хоти те предмет: кусок хлеба, кусок сала и, описывая этот предмет, вы можете коснуться решительно всех наук... Но вопрос в том, в какой мере вы коснетесь той или другой науки. Тут нет законов и границ. Ведь под разделение наук не выдумано каким-нибудь одним немцем, а оно лежит в свойстве человеческой приро ды. Основания этого подразделения лежат в уме каждого ребенка. Ежели я говорю о хлопчатой бу маге в отношении ботаники, то я должен дать ответ ребенку на все вопросы, которые он только в состоя нии сделать мне в этом отношении, т. е. я читаю ему курс ботаники; ежели я говорю о пути, которым про ходит хлопчатая бумага, то чтоб ответить на его воп росы, я должен прочесть ему курс географии. То же самое в химическом, торговом, историческом отно шении» Однако и здесь, как и при решении других педа гогических проблем, обнаруживается непоследова тельность Толстого. Утверждая объективную необхо димость всестороннего рассмотрения изучаемых яв лений и фактов с точки зрения различных предметов, он на первый план выдвигает свободу действий уча щихся, определяющих, по его мнению, и содержание образования, и выбор методов обучения, и оценку работы учителя. Толстой выступает за то, чтобы учить ребенка так. 1 Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8. стр. .34. 2 Т а м ж е , стр. 272. 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=