Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

в учебный план Яснополянской школы Л. Н. Тол­ стой ввел следующие предметы: чтение механическое и постепенное, писание, каллиграфию, грамматику, священную историю, русскую историю, рисование, черчение, пение, математику, беседы из естественных наук и закон божий. При этом Толстой считал, что только в пользе двух наук —языков и математики — можно быть твердо уверенным и придавал их изуче­ нию особое значение. «Народ допускает две области знания,— утверждал Толстой,—самые точные и не подверженные колебаниям от различных взглядов — языки и математику, а все остальное считает пустя­ ками. Я думаю, что народ совершенно прав» '. В выборе других предметов Яснополянской шко­ лы трудно усмотреть педагогически обоснованную систему. Это характерно для Толстого, утверждавше­ го, что вся его система состоит в том, чтобы не иметь системы... Религиозный характер идеологии Л. Н. Толстого обусловил включение- в учебный план шко­ лы, наряду с беседами из естественных наук и рус­ ской историей, закона божьего и священной истории. Толстой не стремился к строгому разделению предметов вообще и предметных уроков в частности. По его мнению, «школа обязана только классифици­ ровать те увлечения и вытекающие из них наблюде­ ния, которые произвела жизнь. Классификация же эта есть наука, имеющая свои законы, а не предмет­ ные уроки и наглядное обучение, не имеющие ника­ кой внутренней системы и потому никакого обаяния на ум учеников» 2. Тем самым подчеркивается роль школы в формировании у учеников цельных пред­ ставлений о тех фактах и явлениях, которые наблю­ даются ими в жизни. Расценивая «прием предметных уроков» как жи.я- ненный прием. Толстой выступал против подведения' его под какие-либо формы, выдвигая в качестве пер­ вого и единственного условия его свободу- В соот­ ветствии с этим условием расписание занятий в Яс­ нополянской школе было довольно «свободным». «По расписанию до обеда значится 4 урока, а выходит иногда только три или два, и иногда совсем другие 1 л . Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 17, стр. 107. 2 Т а м ж е, т. 8, стр. 270. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=