Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
созданию у них ложных представлении о разделении «сфер влияния» различных предметов, неумению в практических целях комплексно использовать полу ченные при изучении отдельных предметов знания, умения и навыки. Значение межпредметных связей в процессе обу чения хорошо понимали прогрессивные педагоги прошлого- Так, например, Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике» считал необходимым, чтобы все, что находится во взаимной связи, преподавалось бы в такой же связи. Л. Н. Толстой развил и продолжил идеи И. Г. Пес- талоцци о преподавании во взаимосвязях всех учеб ных предметов уже в начальной школе. Основой меж предметных связей в педагогической системе Л. Н. Толстого является положение о том, что на образова ние человека определяющее влияние оказывает жизнь. «Непосредственное отношение к явлениям жизни» Толстой считал главным средством для при обретения знаний. «Всякое учение,—писал он,—дол жно быть только ответом на вопрос, возбужденный жизнью»'. Существенные условия всякого преподавания Л. И. Толстой видел в том, чтобы из бесчисленного количества разнородных явлений выбирать однород ные явления и сообщать учащимся законы этих яв лений. Ученики приходят в школу с уже утвердив шимися понятиями, совершенно противоположными тем, которые должен передать им учитель. Приходит ся еще долго разрушать имеющиеся у них понятия и то воззрение на мир, которое ничем еще не наруша лось, прежде чем выработаются правильные понятия. «Законы физики, механики — первые основательно разрушат эти старые воззрения» Большая роль при этом отводится самостоятель ным обобщениям учащихся, т. к. «ум человеческий тогда только понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил»®. ■ Л. Н. Т о л с т о й . Поли, собр, соч., т. 8, М., ГИХЛ, 1936, стр. 13. 2 Т а м ж е, стр. 104. 3 Т а м ж е, стр. 372. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=