Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

созданию у них ложных представлении о разделении «сфер влияния» различных предметов, неумению в практических целях комплексно использовать полу­ ченные при изучении отдельных предметов знания, умения и навыки. Значение межпредметных связей в процессе обу­ чения хорошо понимали прогрессивные педагоги прошлого- Так, например, Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике» считал необходимым, чтобы все, что находится во взаимной связи, преподавалось бы в такой же связи. Л. Н. Толстой развил и продолжил идеи И. Г. Пес- талоцци о преподавании во взаимосвязях всех учеб­ ных предметов уже в начальной школе. Основой меж­ предметных связей в педагогической системе Л. Н. Толстого является положение о том, что на образова­ ние человека определяющее влияние оказывает жизнь. «Непосредственное отношение к явлениям жизни» Толстой считал главным средством для при­ обретения знаний. «Всякое учение,—писал он,—дол­ жно быть только ответом на вопрос, возбужденный жизнью»'. Существенные условия всякого преподавания Л. И. Толстой видел в том, чтобы из бесчисленного количества разнородных явлений выбирать однород­ ные явления и сообщать учащимся законы этих яв­ лений. Ученики приходят в школу с уже утвердив­ шимися понятиями, совершенно противоположными тем, которые должен передать им учитель. Приходит­ ся еще долго разрушать имеющиеся у них понятия и то воззрение на мир, которое ничем еще не наруша­ лось, прежде чем выработаются правильные понятия. «Законы физики, механики — первые основательно разрушат эти старые воззрения» Большая роль при этом отводится самостоятель­ ным обобщениям учащихся, т. к. «ум человеческий тогда только понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил»®. ■ Л. Н. Т о л с т о й . Поли, собр, соч., т. 8, М., ГИХЛ, 1936, стр. 13. 2 Т а м ж е, стр. 104. 3 Т а м ж е, стр. 372. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=