Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Установление и осуществление естественных и сис тематических связей между предметами, изучаемыми в школе, представляет собой одно из важнейших ус ловий эффективного обучения, подготовки учащихся к практической деятельности, формирования у них научного мировоззрения, единства обучения и вос питания. В процессе познания учениками окружающего их мира неизбежно приходится выделять отдельные сто роны наблюдаемых явлений и фактов, изучать эти стороны в различных учебных предметах. Однако та кое выделение и изолированное рассмотрение фактов и явлений реальной действительности, эУот своеобраз ный анализ познаваемого учениками в процессе изу чения объективного мира имеет целью облегчить наблюдение и понимание частных процессов с тем, чтобы на этой основе установить проявление взаим ных связей и общих закономерностей. Предметная система обучения в нашей школе обеспечивает достаточно глубокую и всестороннюю подготовку учащихся. Вместе с тем в практике ее применения нередко наблюдается отсутствие логиче ской связи между отдельными предметами, что за трудняет понимание учащимися диалектической сущ ности изучаемых процессов, наличия взаимосвязей и опосредствований между явлениями в реальной жизни. Изолированное изучение предметов учебного пла на в школе приводит к ограниченности мышления учащихся, к неправильным представлениям об окру жающем их мире, непониманию общих законо.мер- ностей природы и общества, ненужному дублирова нию учебного материала, стремлению учеников «втиснуть» каждое из наблюдаемых ими явлений в рамки обязательно одного какого-либо предмета, 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=