Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Установление и осуществление естественных и сис­ тематических связей между предметами, изучаемыми в школе, представляет собой одно из важнейших ус­ ловий эффективного обучения, подготовки учащихся к практической деятельности, формирования у них научного мировоззрения, единства обучения и вос­ питания. В процессе познания учениками окружающего их мира неизбежно приходится выделять отдельные сто­ роны наблюдаемых явлений и фактов, изучать эти стороны в различных учебных предметах. Однако та­ кое выделение и изолированное рассмотрение фактов и явлений реальной действительности, эУот своеобраз­ ный анализ познаваемого учениками в процессе изу­ чения объективного мира имеет целью облегчить наблюдение и понимание частных процессов с тем, чтобы на этой основе установить проявление взаим­ ных связей и общих закономерностей. Предметная система обучения в нашей школе обеспечивает достаточно глубокую и всестороннюю подготовку учащихся. Вместе с тем в практике ее применения нередко наблюдается отсутствие логиче­ ской связи между отдельными предметами, что за­ трудняет понимание учащимися диалектической сущ­ ности изучаемых процессов, наличия взаимосвязей и опосредствований между явлениями в реальной жизни. Изолированное изучение предметов учебного пла­ на в школе приводит к ограниченности мышления учащихся, к неправильным представлениям об окру­ жающем их мире, непониманию общих законо.мер- ностей природы и общества, ненужному дублирова­ нию учебного материала, стремлению учеников «втиснуть» каждое из наблюдаемых ими явлений в рамки обязательно одного какого-либо предмета, 86

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=