Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

для практического решения проблемы интереса, сис­ темы и стиля взаимоотношений с детьми. Едва ли можно сомневаться в том, что перед на­ ми не только одно из самых ярких воплощений Л. Н. Толстым теории интереса на практике, но и прекрасное доказательство глубины его "суждения, изложенного в письме А, А. Толстой (декабрь 1874 г.). В этом письме мы находим по существу пе­ дагогическое кредо Толстого: «..•Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу обо­ рванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня на­ ходит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей- Ах, батющки, как бы вытащить, и кого прежде, кого после вытащить. И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу об­ разования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пущкиных, Остроградских, Филаре­ тов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе»'. Резюмируя все сказанное, можно сделать следу­ ющие выводы. 1. Сравнивая научный подход Л. Н. Толстого к теоретическому и практическому рещеиию проблемы интереса со взглядами других педагогов, мы имеем полное основание считать, что создатель Яснополян­ ской школы, замечательных книг для обучения, по­ строенных на новых принципах, внес выдающийся вклад в одну из наиболее сложных и важных психо- лого-педагогических- проблем. Этот вклад реализо­ вался в глубоком и всестороннем подходе к рещению следующих задач: а) Разработка вопросов теории интереса, покоя­ щаяся на основательном изучении предществующего опыта ее научного рещения и воплощения на прак­ тике в лучших учебных заведениях того времени- Решению проблемы помогло и личное знакомство Толстого с положительными и отрицательными явле­ ниями в жцзнн зарубежных и русских школ. б) Претворение созданной теории в новых учеб­ никах, учебных пособиях и сформулированных пснхо- ' Л. И. Т о л с т о й , Поли. собр. соч., т. Г>2, стр. 1.30. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=