Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Тонкий начал быстро перелистывать задачник н с помощью толстого старался выбрать трудную зада­ чу. Задача была задана. Каждому ученику хотелось сделать и подать эту задачу раньше своего товарища, и они начали спешить. Лев Николаевич с большим вниманием следил за ходом дела, изредка делая за­ мечания: — Не спешите, делайте верней. Когда задача была решена всеми учениками, ког­ да она была проверена экзаменаторами и когда ока­ залось, что трудная задача всеми учениками ре'шена верно, тонкий вдруг сделал серьезный и недоволь­ ный вид. Очевидно, он не вполне был уверен в зна­ ниях учеников и, скорее всего, подозревал, что все ученики не сами сделали эту задачу, а содрали у од­ ного хорошего ученика. Лев Николаевич заметил это недовольство и обратился к нему со следующими словами: — Вы, может быть, сомневаетесь в знании учени­ ков моего предмета? —и Лев Николаевич, улыбаясь, добавил,—Я и сам иногда бываю в таком же сом­ нении. Тонкий зашевелился на табуретке и хотел было что-то сказать, но Лев Николаевич перебил его: — Позвольте, позвольте, мы это все устроим. Лев Никелаевич тут же распорядился рассадить учеников по одному и задать новую, более трудную задачу. — Ну, а теперь, что вы думаете о моих учениках? — Очень, очень прекрасно! И я, Лев Николаевич, могу заявить вам, что вашу школу можно считать первой по всему нашему уезду,—сказал тонкий. Устная арифметика также прошла на экзамене блестяще. Ни один ученик не заробел и не спутался, и все отвечали на вопросы смело, бойко и правильно. Лев Николаевич сиял от торжества. Мне кажется, что он в эти счастливые минуты готов был расцело­ вать своих учеников»'. Воспоминания Н. И. Власова рисуют дух Яснопо­ лянской школы 70-х годов и личность Толстого как учителя. Они позволяют установить особое значение 1 Воспоминания яснополянских крестьян о Л. Н. Толстом, стр. 144—146. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=