Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Помню, был в нашем классе ученик Егоров, ко­ торый очень плохо понимал по арифметике. Стро­ гость учителя до того притупила мысли Егорова, что он начал считаться последним учеником. Но когда Егоров перешел в старший класс, судьба Егорова вдруг изменилась. Это случилось потому, что в этом классе занимался по арифметике Лев Николаевич Ласковые слова его, такие же приемы, как с Ершо­ вым, сразу ободрили Егорова, и к концу года Егоров стал не уступать в знании первым ученикам. Помню, как-то раз Лев Николаевич вызвал Его­ рова к классной доске и задал ему трудную задачу из десятичных дробей. Егоров после недолгнх разду­ мий скоро сделал эту задачу. — Вот вы, Владимир Акимович, говорили мне, что Егоров у вас плохой ученик, а смотрите, как он де­ лает задачи! —сказал Лев Николаевич, погладив Егорова по голове, добавил: —Молодец, молодец'. Как видим. Толстой отлично разбирался в психо­ логических основах воспитания интереса —создании психического состояния заинтересованности учебой и развития у детей уверенности в своих силах, воз­ буждения у них внимания, развития новых мотивов учения и преодоления застенчивости, испуга, замк­ нутости. Кроме того, личным примером своего отношения к ученику, пробуждением у него желания преодо­ леть трудности в учебе Л. Н. Толстой давал пре­ красный урок другим учителям- Об этом же свидетельствует и рассказ Н^И. Вла­ сова о проведении экзаменов в школе. ^ — Идут! — послышался вдруг визгливый голос ученика, сидевшего у окна с той стороны, откуда дол­ жны идти экзаменаторы. При этой вести учитель и священник привстали со своих мест. Потянулись последние томительные минуты. Все с каким-то сод­ роганием ожидали чего-то важного и решительного «Лев Николаевич держал себя просто. Его доб­ рый и ласковый вид ободрял робевших учеников... — А теперь, господа, приступим к моему предме­ ту,— сказал, весело улыбаясь, Лев Николаевич. ' Воспоминания яснополянских крестья.н о Л. Н. Толстом, стр. 143. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=