Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

бежная педагогика не создавала, хотя в ней были и яркие имена, и звезды первой величины. Одним из лучших доказательств глубины теоре­ тических положений проблемы интереса, разрабо­ танной Л. Н. Толстым, может служить его деятель­ ность по созданию учебников и учебных пособий для детей. Именно в них он стремился точно так же, как Коменский, Песталоцци, Дистервег, Ушинский, вопло­ тить свои мечты «о легкости, приятности и основа­ тельности учения», развитии у детей кардинальных добродетелей. Анализ записей, сделанных Толстым в записных книжках, как в период работы над «Аз­ букой», «Новой Азбукой», книгами для чтения, так и задолго до этого дает основание судить о глубоком и основательном изучении великим гуманистом раз­ личных научных теорий не только в "педагогике. Его интересовали новые научные открытия в физике, ра­ боты Джоуля, Фаренгейта, Тиндаля и других. Все это потребовалось Толстому не только для соблюде­ ния принципов научности и интереса в учебных кни­ гах для детей, но и для одновременного воплощения принципов доступности и самодеятельности детей в учении. Материалы, помещенные в «Азбуке», будят у детей щирокую любознательность, как черту лич­ ности, развивают их любовь к природе и, конечно же, нравственный интерес. Больщое значение для анализа теории и практи­ ки интереса представляют воспоминания учеников Л- Н. Толстого. В них мы можем найти яркие свиде­ тельства отнощения Л. Н. Толстого к детям и учи­ телям ‘. Это те самые свидетельства. Которые позво­ лят нам получить дополнительный фактический ма­ териал о реализации теории интереса на практике. Так, Н. И. Власов, ученик Яснополянской щколы, рассказывает следующее «Любимым предметом Льва Николаевича была математика, начиная с простых дробей и кончая пе- ' Эти высказывания, представляющие особый интерес для изучения теории и практики интереса, разработанной Л. Н. Тол­ стым, также не стали достоянием учителей. Поэтому мы приве­ дем их в развернутом виде. 2 Воспоминания яснополянских крестьян о Л. Н. Толстом. Составители В. А. Жданов, 3. Н. Иванова. Тула, 1960 стр. 141—147. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=