Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
— Ну-ка, HanHUJUTe ^кто на пословицу,—сказал я. Лучшие ученики —Федька, Семка и другие —на вострили уши. — Как на пословицу, что такое? Скажите нам? посыпались вопросы- Открылась пословица: Ложкой кормит, стеблем 1лаз колет. — Вот, вообрази себе, сказал я, что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал,— и выйдет к тому, что «ложкой кормит, стеблем глаз колет». — Да ее как напишешь? —сказал Федька, и все другие, навострившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и приня лись за свои прежде начатые работы. — Ты сам напиши,—сказал мне кто-то. Все были заняты делом; я взял перо и черниль ницу и стал писать. — Ну, сказал я, кто лучше напишет,—и я с вами. Я начал повесть, напечатанную в 4-й книжке «Яс ной Поляны», и написал первую страницу. Всякий непринужденный человек, имеющий чувство художе ственности и народности, прочтя эту первую, писан ную мною, и следующие страницы повести, писанные самими учениками, отличит эту страницу от других, как муху в молоке; так она фальшива, искусственна и написана таким плохим языком. Надо заметить еще, что в первоначальном виде она была еще урод ливее и много исправлена благодаря указанию уче ников» '. В какой работе по проблеме интереса, опублико ванной за 100 лет, мы найдем более яркое описание проявления внимания к личности детей в процессе воспитания интереса к знаниям? Читая эту статью дальше, мы еще больше убеждаемся в этом. Вспомним мысли Руссо, Локка, Гербарта, многих других о воспитании интереса и скажем одно: ничего подобного в решении проблемы интереса в теории и на практике до Толстого ни отечественная, ни зару- ные в 1953 г. под редакцией проф. В. А. Вейкшана, стали сейчас библиографической редкостью, мы приведем некоторые положе ния из статьи полностью. ' Л. Н. Т о л с т о й . Пед. соч., стр. 317. 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=