Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Пожалуй, наиболее полно выношенную идею вос­ питания умственного и нравственного интереса Л. Н. Толстой дал в подходе к преподаванию русско­ го языка и литературы, в созданных учебных пособи­ ях по этим предметам и требованиях к учителю. Здесь он выступает как подлинный ученый-экспери­ ментатор и одаренный учите'ль-нсследователь. В зна­ менитой статье «Кому у кого учиться писать: кресть­ янским ребятам у нас, нлн нам у крестьянских ре­ бят?» читаем: «Главное искусство учителя при изучении языка и главное упражнение с этой целью в руководстве детей к сочинениям состоит в задавании тем, и не столько в задавании, сколько в предоставлении боль­ шего выбора, в указании размера сочинения, в по­ казании первоначальных приемов. Многие умные и талантливые ученики писали пустяки, писали «По­ жар загорелся, стали таскать, а я вышел на улицу»,— и ничего не выходило, несмотря на то, что сюжет со­ чинения был богатый и что описываемое оставило глубокое впечатление на ребенке. Они не понимали главного: зачем писать и что хорошего в том, чтобы написать? Не понимали искусства —красоты выра­ жения в слове —и увлекательности этого искусства. Я, как уже писал во 2-м номере, пробовал много раз­ личных приемов задавания сочинений. Я задавал, смотря по наклонностям, точные художественные, трогательные, смешные эпические темы сочинений,— дело не шло. Вот как я нечаянно попал на_настоя­ щий прием. Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из любимых —не занятий, по наслаждений. На каждую пословицу мне пред­ ставляются лица из народа и их столкновения в смыс­ ле пословицы. В числе неосуществимых мечтаний мне всегда представлялся ряд не то повестей, не то кар­ тин, написанных на пословицы. Один раз, прошлою зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу- Был класс русского языка» Г И дальше Л. Н. Толстой передает ход сво­ его знаменитого урока ' Л. И. Т о л с т о й . Пед. соч. .М., Учпедгиз, 1953, стр. 316—317. 2 Поскольку педагогические сочинения Л. Н. Толстого, и.здан- 77

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=