Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

наук, или путешествиями, преимущественно, из 100 случаев 99 —путешествиями. Как чтение газет и пре- нмущесмтввнно биографий, сочувствие политической жизни своего отечества —для истории, так путеше­ ствия для географии большей частью служат первым шагом к изучению науки» Путь возбуждения инте­ реса Толстым видится так: «Возбудить интерес, знать про то, как живет, жило, слагалось и развивалось че­ ловечество в различных государствах, интерес к позна­ нию тех законов, которыми вечно двигается человече­ ство, возбудить, с другой стороны, интерес к уразуме­ нию законов явлений природы на всем земном шаре и распределения по нем рода человеческого —это другое дело. Может быть, возбуждение такого интереса и по­ лезно, но к достижению этой цели не поведут ни Се- гюры, ни Тьерри, ни Ободовские, ни Грубе. Я знаю для этого два элемента: художественное чувство поэзии и патриотизм. Для того, чтобы развить и то и другое, еще нет учебников; а пока их нет, нам надо искать, а не тратить даром время и силы и уродовать моло­ дое поколение, заставляя его учить историю и геогра­ фию только потому, что нас учили истории и геогра­ фии. До университета я не только не вижу никакой необходимости, я вижу большой вред в преподава­ нии истории и географии. Дальше я не знаю»'. Как видим, налицо, на первый взгляд, явное про­ тиворечие! Признание необходимости развития ис­ торического интереса, с одной стороны, а. с другой — отрицание самой необходимости преподавания исто­ рии и географии в школе. Думается, что преувеличи­ вать это противоречие не стоит; оно, по-видимому, во многом навеяно личными воспоминаниями из уни­ верситетской жизни, вынесенным неприятным осад­ ком, оставшимся на всю жизнь. Но несомненно, что решающим мотивом подобного подхода к решению проблемы являлась глубокая озабоченность Л. Н. Толстого отсутствием настоящих учебников, удовлет­ воряющих его высоким требованиям. Тех самых учеб­ ников, которые объективно служили бы задаче носпи- тания интереса к истории и другим предметам ■Л. Н. Т о л с т о н. Поли. собр. соч., т. 8, стр. 108. 7G

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=