Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

скучна п бесцельна, потому что содержание ее неху­ дожественно, точно так же и история изобретения книгопечатания, как бы ни старались мы внушить ученику, что это есть период в истории и что Гут­ тенберг—великий человек. Расскажите хорошо, как выдуманы зажигательные спички, и ученик никогда не согласится, чтобы изобретатель зажигательных спичек был менее великий человек, чем Гуттенберг. Коротко говоря, для ребенка, вообще для учаще­ гося и не начинавшего жить, интереса исторического, т. е- не говоря уже об общечеловеческом, не сущест­ вует. Есть только интерес художественный. Говорят, с разработкой материалов возможно будет художе­ ственное изложение всех периодов истории,—я этого не вижу. Маколея и Твери точно так же мало можно дать в руки, как Тацита или Ксенофонта»'. Но какой же выход? Толстой видит его в следующем: «Для того, чтобы сделать историю популярною, нужно не внешность художественную, а нужно олицетворять исторические явления, как это делает иногда пре­ дание, иногда сама жизнь, иногда великие мыслите­ ли и художники- Детям нравится история только тогда, когда содержание ее художественно. Интереса исторического для них нет и быть не может, следовательно, нет и не может быть детской истории. История служит только иногда материалом художественного развития, а пока не развит•истори­ ческий интерес, не может быть и с т ории»Ка к ви­ дим, Толстой вовсе не отрицает необходимости про­ буждения исторического интереса, он видит лучше, чем многие его современники —педагоги и методис­ ты,—сложность развития этого интереса, рассматри­ вает его не только в плане требований к учителю, но и к разработке содержания этого предмета, его из­ ложению в учебнике. Ио пойдем за мыслью автора дальше: «Точно так же, как для истории должен быть воз­ бужден исторический интерес, для изучения геогра­ фии должен быть возбужден географический интерес. Географический же интерес, по моим наблюдениям и опыту, возбуждается или знаниями естественных ' л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, ctp. 106. 2 Т а м же. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=