Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

же цель всего ценнейшего педагогического экспери­ мента Толстого, как это, по-видимому, может при­ знать каждый знакомый с творчеством Толстого, состояла в том, чтобы показать, при каких условиях, в процессе какого варианта воздействия на учащих­ ся в системе обучения можно обеспечить в обыкно­ венной сельской школе не только прочное и глубокое усвоение знаний учеником, но и всестороннее разви­ тие его познавательных и нравственных интересов, проявление всех творческих возможностей личности ребенка. В статье «О народном образовании» (1874 г.) Тол­ стой писал: «В той мысли, что для успешного обуче­ ния нужно не принуждение, а возбуждение интереса ученика, согласны все педагоги противной мне шко­ лы. Разница между нами только та, что это положение о том, что учение должно возбуждать интерес ребенка, у них затеряно в числе других, противоречащих этому положению о развитии, в котором они уверены и к ко­ торому принуждают; тогда как я возбуждение интере­ са в ученике, наивозможнейшее облегчение и потому непринужденность и естественность учения считаю ос­ новным и единственным мерилом хорошего и дурно­ го учения»'. Для Толстого возбуждение интереса в обучении — это усиление по существу многостороннего умствен­ ного и нравственного воздействия на основе внима­ ния к личности ученика, того самого воздействия, которое помогает раскрыть все творческие силы ре­ бенка, его способности, склонности, а вместе с этим также глубокий внутренний интерес к педагогической деятельности у самого учителя. В статье «Яснополянская школа за ноябрь и де­ кабрь месяцы» читаем: «История Ромула и Рема ин­ тересна не потому, что эти братья основали могуще­ ственнейшее государство в мире, а потому, что за­ бавно, чудно и красиво, как их кормила волчица и т. п. История Гракхов интересна потому, что худо­ жественна так же, как история Григория VII и уни­ женного императора, и есть возможность заинтере­ совать ею; но история переселения народов будет ' л. у. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 17, стр. 109—110, 7-1

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=