Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

no изучить его (а в воспитании этот предмет есть сво­ бодный ребенок), они хотят учить так, как умеют^ как вздумалось, и при неуспехе хотят переменить не образ учения, а самуд) природу ребенка. Стоит взгля-' путь на одного и того же ребенка дома, на улице или в школе,—то вы видите жизнерадостное, любозна­ тельное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущ,ее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком,—то вы видите измученное, сжавщееся существо, с выра­ жением усталости, страха и скуки, повторяющее од­ ними губами чужие слова на чужом языке,—суще­ ство, которого дуща, как улитка, спряталась в свой домик. Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из двух более выгодно для развития ребенка» ‘. Л. Н- Толстого-мыслителя и педагога прежде все­ го интересует личность человека, его нравственный облик и место на земле, «в человечестве и вселен­ ной», формирование всей личности ребенка, а не от­ дельных его черт ума и характера. Если один учитель видит свою задачу только в том„чтобы научить ученика решать задачи, второй — чтобы научить детей правописанию и синтаксису, тре­ тий помогает ученику вызубрить даты, цифры, факты, цитаты, не задумываясь, для чего все это нужно, четвертый, свободно говорящий на иностранно.м язы­ ке, видит свою цель лищь в том, чтобы научить сво­ их питомцев бойко произносить чужие мысли на чу­ жом языке, и никто никогда не задумывается над своей ролью в общей системе воспитания, то в ско­ ром времени сама щкола, семья, а в недалеком бу­ дущем и все общество станут пожинать печальные плоды подобного пренебрежения нравственной идеей обучения, освещающей главную цель и методы ее достижения. Вот почему, оценивая теорию интереса Толстого в педагогическом и методическом плане, мы должны помнить, что она, эта теория, занимала подчиненное место и вписывалась в главную идею и цель его вы­ дающегося педагогического эксперимента. Главная Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 13. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=