Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

йешиого обучения, связь его с вниманием, эмоциб- нальным чувством, возможность его пробуждения уже в раннем возрасте, осуществление индивидуаль ного подхода к учащимся, использовагние различных этапов урока для пробуждения интереса, развитие самодеятельности учащихся —вот те исходные мо менты теории интересов, которые были развиты Ушинским в его произведениях и нашли воплощение в учебниках и учебных пособиях для школы. Необходимо отметить, что, развивая свои взгляды на роль и место интереса, Ушинский не копировал чужие теории, а подверг острой критике взгляды за рубежных педагогов и психологов по этому вопросу, создал свою теорию интереса, которая оказала серь езное влияние на развитие отечественной педагоги ческой мысли, встретила живой отклик у педагогов- мрактиков, но, к сожалению, еще не получила той вы сокой оценки, которую она по праву заслуживает истории педагогической науки и в психологии. Мы рас(:мотрелн взгляды' на проблему интереса только двух известных предшественников Толстого, чей существенный вклад в теорию и практику обу чения и воспитания общепризнан. Что же нового внес в решение проблемы Л. И. Толстой? Прежде всего мы должны отметить, что теория интереса Толстого и ее совершенствование —это по существу результат научного эксперимента- Если бы на основе современных требований к педагогическо­ му исследованию мы попытались найти в педагоги­ ческой системе Толстого и его теории интереса ту ис­ ходную научную гипотезу, которая помогла автору ставить эксперимент, уточнять задачи и методику своего исследования, то мы могли бы без особого труда это сделать. Эта гипотеза была сформулирова­ на им следующим образом: «Школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить. Учителю неудобны говор, движение, веселость детей, составляющие для них необходимое условий ученья, и в школах, строящихся как тюремные за­ ведения, запрещены вопросы, разговоры и движения Вместо того, чтобы убедиться, что для того, чтоби действовать успешно на какой-нибудь предмет, нуН'- 72

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=