Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
дать случаи кажущегося стремления к лени у ребен ка» «к какой-нибудь деятельности потому, что душа его поглощена уже другой деятельностью». Подчеркивая необходимость' индивидуального под хода к детям в процессе обучения, Ушинский в сво ей небольшой, но чрезвычайно глубокой по содержа нию работе «Труд в его психическом и воспитатель ном значении» с возмущение.м писал, что на многих уроках, в классах дети учатся убивать время, так как учитель заботится только о том, чтобы они знали предмет, «а как придет к ним это знание,—для него совершенно все равно». Интерес к учебе, воплощенный в самостоятельной деятельности ребенка, Ушинский связывал с боль шой проблемой воспитания привычки и любви к труду. Большое внимание уделял Ушинский объяснению учителя, которое должно быть эмоциональным, бу дить воображение и мысль детей. Самостоятельную работу учащихся, считал он, надо проводить так, чтобы все были заняты на уроке. В отличие от Ко- менского и других выдающихся педагогов, Ушинский полагал, что применением однообразных методов и приемов преподавания учитель не вызывает жела ния детей творчески учиться, не пробуждает у них интереса к учению- Он критикует и такой опрос на уроке, который не возбуждает интереса детей, а сво дится к «легкому опрашиванию, что даже можно де лать в полусонном состоянии». Справедливо и дру гое его замечание о том, что иные педагоги непра вильно превращают «каждый урок в какой-то глупый экзамен» или же сообщают такие сведения, которые не имеют никакого отношения к теме урока. Ценны указания Ушинского об организации повторения, ко торое также может способствовать пробуждению интересов. Более всего, говорил Ушинский, русское воспита ние страдало от непоследовательности и диких про тиворечий его с законами развития. Поэтому так настойчиво требует он тщательного соблюдения в преподавании принципа учета возрастных особен ностей детей. Итак, интерес как предпосылка и следствие ус- 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=