Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
тель умственного и нравственного развития челове ка и человечества» Поэтому, с одной стороны, «воспитатель не дол жен забывать, что ученье, лишенное всякого интере са и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет», а с другой, интерес не должен превращаться в самоцель, потому что «ученье, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самооб ладанию и воле ученика, так как не все в учении ин тересно и придет многое, что надо взять силою воли» Ушинский- указывает на связь интересов с вооб ражением, с деятельностью чувств вообще. Причина неустойчивости интересов у младших школу-никоо раскрывается им следующим образом: «НеДо:таток внутреннего, уже образовавщегося интереса не дает ребенку возможности управлять своим воображением: ребенку все равно, куда бы его не понесла его прихот ливая мечта, волнуемая разнообразием внешних впе чатлений, только бы эти мечты занимали его душу, уже по природе своей требующей беспрестанной дея тельности» Великий русский педагог настойчиво призывал учителей беречь в детях «драгоценное чувство сме лости», потому что оно есть «ощущение дущою свои.х собственных сил»- Ушинский считал, что учитель должен воспользо ваться любопытством детей, чтобы переделать его в любознательность, но не допускать постоянного пус того любопытства, которое может только помешать развитию самостоятельности. «Удовлетворить, как следует, любопытству детей —одна из труднейших п важнейших задач воспитания»^,— подчеркивает Ушинский. Требуя всестороннего изучения ребенка, от отме чал, в частности, что в .школах приходится наблю- ' К. Д. Уш и н с к и й . И.чбр. пед. соч., т. 2. М., Учпедгиз, 1939, стр. 173. 2 Т а м же. ®К. Д. Уш и н с к и й . Человек как предмет воспитания, т. 1- СПб., 1913, стр. 293. ^ К. Д. у ш и н с к и н. Собр. соч., т. 8. М., 1950, стр. 544—545- 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=