Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

тель умственного и нравственного развития челове­ ка и человечества» Поэтому, с одной стороны, «воспитатель не дол­ жен забывать, что ученье, лишенное всякого интере­ са и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет», а с другой, интерес не должен превращаться в самоцель, потому что «ученье, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самооб­ ладанию и воле ученика, так как не все в учении ин­ тересно и придет многое, что надо взять силою воли» Ушинский- указывает на связь интересов с вооб­ ражением, с деятельностью чувств вообще. Причина неустойчивости интересов у младших школу-никоо раскрывается им следующим образом: «НеДо:таток внутреннего, уже образовавщегося интереса не дает ребенку возможности управлять своим воображением: ребенку все равно, куда бы его не понесла его прихот­ ливая мечта, волнуемая разнообразием внешних впе­ чатлений, только бы эти мечты занимали его душу, уже по природе своей требующей беспрестанной дея­ тельности» Великий русский педагог настойчиво призывал учителей беречь в детях «драгоценное чувство сме­ лости», потому что оно есть «ощущение дущою свои.х собственных сил»- Ушинский считал, что учитель должен воспользо­ ваться любопытством детей, чтобы переделать его в любознательность, но не допускать постоянного пус­ того любопытства, которое может только помешать развитию самостоятельности. «Удовлетворить, как следует, любопытству детей —одна из труднейших п важнейших задач воспитания»^,— подчеркивает Ушинский. Требуя всестороннего изучения ребенка, от отме­ чал, в частности, что в .школах приходится наблю- ' К. Д. Уш и н с к и й . И.чбр. пед. соч., т. 2. М., Учпедгиз, 1939, стр. 173. 2 Т а м же. ®К. Д. Уш и н с к и й . Человек как предмет воспитания, т. 1- СПб., 1913, стр. 293. ^ К. Д. у ш и н с к и н. Собр. соч., т. 8. М., 1950, стр. 544—545- 70

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=