Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

«Мы (имеются в виду учителя Тульской гимназии. — И, А.) тоже, особенно же я лично, —писал Марков в этой статье, —часто посещали графа в Ясной Поля­ не и следили за изумительными успехами его лапотни­ ков школьников, среди которых оные бойкие мальчу­ ганы, оторванные прямо от бороны или от стада овец, всего через несколько месяцев учения уже могли сво­ бодно писать довольно грамотные сочинения, которые, пропущенные слегка через художественную веялку славного романиста..., печатались им в его замечатель­ ных приложениях к журналу «Ясная Поляна». Этими почти невероятными результатами Яснопо-' лянская школа была обязана, разумеется, не немцу из Иены, преподававшему там черчение и геометрию..., а исключительно обаятельному таланту преподавания и внутреннему жизненному огню Льва Николаевича, который необходимо захватывал и поднимал с собой в высоту и ширь самый вялый ум, самое невпечатли- ,тельное сердце».' «Я никогда, ни прежде, ни после, —продолжал да­ лее Марков; —не встречал человека, который бы был способен так могуче зажигать в другом человеке внут­ ренний пламень его духа. От духовного соприкоснове­ ния с ним, от обмена с ним мыслей, от слушания его одушевлецных и образных рассказов —точно влетали в меня, в самую глубь души моей, какие-то невидимые электрические искры, возбуждавшие электрический ток своего рода и во всем моем молодом тогда сущест­ ве, порождающие во мне целые потоки мыслей, наме­ рений, решений»." Высокую и справедливую оценку педагогическим статьям Толстого дали украинские журналы «Основа» и «Светоч». На страницах этих журналов были опубли кованы восторженные отзывы о педагогическом нова­ торстве Толстого. Положительная оценка журнала «Ясная Поляна» содержалась и в ряде статей, напечатанных в журнале «Время» (орган славянофилов). «Положительная сторона «Ясной Поляны», —пи­ сал Н. Страхов, —состоит в необыкновенном поэтиче- ' «Вестник Европы», кн. 2, М., 1900, стр. 582. 2 Т а м ж е , стр. 583. /

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=