Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
«Мы (имеются в виду учителя Тульской гимназии. — И, А.) тоже, особенно же я лично, —писал Марков в этой статье, —часто посещали графа в Ясной Поля не и следили за изумительными успехами его лапотни ков школьников, среди которых оные бойкие мальчу ганы, оторванные прямо от бороны или от стада овец, всего через несколько месяцев учения уже могли сво бодно писать довольно грамотные сочинения, которые, пропущенные слегка через художественную веялку славного романиста..., печатались им в его замечатель ных приложениях к журналу «Ясная Поляна». Этими почти невероятными результатами Яснопо-' лянская школа была обязана, разумеется, не немцу из Иены, преподававшему там черчение и геометрию..., а исключительно обаятельному таланту преподавания и внутреннему жизненному огню Льва Николаевича, который необходимо захватывал и поднимал с собой в высоту и ширь самый вялый ум, самое невпечатли- ,тельное сердце».' «Я никогда, ни прежде, ни после, —продолжал да лее Марков; —не встречал человека, который бы был способен так могуче зажигать в другом человеке внут ренний пламень его духа. От духовного соприкоснове ния с ним, от обмена с ним мыслей, от слушания его одушевлецных и образных рассказов —точно влетали в меня, в самую глубь души моей, какие-то невидимые электрические искры, возбуждавшие электрический ток своего рода и во всем моем молодом тогда сущест ве, порождающие во мне целые потоки мыслей, наме рений, решений»." Высокую и справедливую оценку педагогическим статьям Толстого дали украинские журналы «Основа» и «Светоч». На страницах этих журналов были опубли кованы восторженные отзывы о педагогическом нова торстве Толстого. Положительная оценка журнала «Ясная Поляна» содержалась и в ряде статей, напечатанных в журнале «Время» (орган славянофилов). «Положительная сторона «Ясной Поляны», —пи сал Н. Страхов, —состоит в необыкновенном поэтиче- ' «Вестник Европы», кн. 2, М., 1900, стр. 582. 2 Т а м ж е , стр. 583. /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=