Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
2) живости учителя, потому что «искусство обу чения заключается не в умении сообщать, но в уме нии возбуждать, будить, оживлять»; 3) всей его личности вообще («тот, кто спосо бен приковать к себе внимание слушателей, тот их властелин») Чтобы вызвать у ребенка желание учиться, про будить в нем чувство радости при изучении предмета, Дистервег призывал самого учителя любить науку, свой предмет, так как все это передается ученикам. Учитель должен предполагать в ученике охоту к ученью; поэтому Дистервег советует педагогу заду маться о педагогическом изложении предмета и, на конец, он рекомендует учителю «возбуждать у уче ника чувство и сознание, что он кое-что знает и умеет, что он продвинулся вперед» Таковы взгляды Дистервега на интерес, его роль н пути формирования в процессе обучения. Дистер- вег сделал попытку связать пробуждение интереса с раскрытием задатков ребенка. Он доказал, что толь ко широко образованный учитель, любящий детей, свою профессию, знакомый с различными педагоги ческими теориями и идеями, постоянно ищущий но вых путей обучения и воспитания, способен успешно развить самодеятельность и интерес ученика к зна ниям, воспитать любовь к науке. Великий ' русский педагог К. Д- Ушинский внес большой вклад в разработку вопросов педагогики и психологии интереса. Он считал, что уже в раннем возрасте учитель должен вызвать у ребенка интерес к серьезным занятиям, и поэтому в своем «Руковод стве к преподаванию по родному слову» подчеркивал значение все более сложных упражнений уже в младших классах. Знаменитый педагог справедливо полагал, что под интересом нельзя понимать простую заниматель ность учения, наоборот, ученики должны понять, что «именно труд и труд не всегда интересный, но всегда осмысленный и полезный, есть величайший двига- ‘ А . Д и с т е р в е г . Цит. соч., стр. 195—196. 2 Т а м ж е, стр. 196. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=