Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

визна и оригинальность научного решения этой проб­ лемы у Л. Н. Толстого предстанет тогда, как мы по­ лагаем, в большей мере. Большое значение воспитанию интереса у уча­ щихся придавали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушин- ский и другие. I Знаменитый немецкий педагог-демократ А. Дис- тервег (1790—18В6) в своем известном «Руководстве к образованию немецких учителей» говорит о необ­ ходимости развития творческих способностей челове- ка на основе принципа самодеятельности, природо- сообразности и культуросообразности (под послед- ним он понимает учет при воспитании условий места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить). Подчеркивая, что «истинный воспитатель» доби­ вается раскрытия внутренних сил ребенка путем воз­ буждения интереса к знаниям, Дистервег отводит большую роль выявлению (возбуждению) задатков ребенка. Он неустанно подчеркивал совершенно ис- ключительную роль учителя в создании настоящего человека, в воспитании у подрастающего поколения жажды знаний, интереса к ним. Глубокое возмущение вызывали у Дистервега учи­ теля, не считавщиеся с личностью ребенка, его инди­ видуальными особенностями. «...Никто не действует так пагубно, как деспотический учитель, не считаю­ щийся с естественным развитием человека, не ува­ жающий этого развития» '• Настоящий учитель, по мнению Дистервега, дол­ жен применять' в обучении развивающе-творческий способ, вызывать у ученика интерес не только к сво­ ему предмету, но и вообще пробуждать стремление к размыщлению, исследованию, изучению. «Старай­ ся сделать обучение увлекательным (интересным)»-— обращался Дистервег к учителю и указывал, что это достигается посредством: 1) разнообразия формы, манеры изложения; ' Л. Д и с т е р в е г . Избр. пед. соч. .\1., Учпедгиз, 1958, стр. 144 08

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=