Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
го дня, как об этом упоминали в своих исследовани ях Э. Костяшнн н П. Гранкин. Дети там были фак тически с утра, до вечера, имея лишь двух-трехчасо- вой перерыв на обед. «Классы» шли утром и после обеда- Главное же в том, что искусство обучения Тол- стого-педагога было чрезвычайно высоким и много гранным, и ученики начальной школы действительно в течение учебного дня хорошо усваивали учебный материал- Те же, кто разбирался слабо или пропус тил школу, получали во время уроков или после них помощь от учителя или товарищей. Больщинство уче ников так заинтересовывались занятиями, что сами просили учителя задать им на дом сочинение или задачи. В целом же это весьма оригинальный тип организации усвоения знаний непосредственно на уроке, заслуживающий всяческого внимания. Воспри ятие, мысль, слово, действие —вот взаимосвязанная цепь, по которой к человеку приходит знание о реаль ном мире и через который оно снова возвращается в жизнь в форме человеческих дел. Однако толстовская концепция прочности знаний не была свободна от противоречий, дидактических натяжек, а в ряде случаев и подменяла действитель ное желаемым. Так, требование, что только глубоко осознанное, раскрытое в причинно-следственных от ношениях может являться для ученика предметом прочного запоминания, у него нарушается и подме няется механическим заучиванием, как только речь заходит о заучивании молитв, уроков священной ис тории, т. е. там, где у Толстого религия, идеализм бе рет верх над наукой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=