Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

го дня, как об этом упоминали в своих исследовани­ ях Э. Костяшнн н П. Гранкин. Дети там были фак­ тически с утра, до вечера, имея лишь двух-трехчасо- вой перерыв на обед. «Классы» шли утром и после обеда- Главное же в том, что искусство обучения Тол- стого-педагога было чрезвычайно высоким и много­ гранным, и ученики начальной школы действительно в течение учебного дня хорошо усваивали учебный материал- Те же, кто разбирался слабо или пропус­ тил школу, получали во время уроков или после них помощь от учителя или товарищей. Больщинство уче­ ников так заинтересовывались занятиями, что сами просили учителя задать им на дом сочинение или задачи. В целом же это весьма оригинальный тип организации усвоения знаний непосредственно на уроке, заслуживающий всяческого внимания. Воспри­ ятие, мысль, слово, действие —вот взаимосвязанная цепь, по которой к человеку приходит знание о реаль­ ном мире и через который оно снова возвращается в жизнь в форме человеческих дел. Однако толстовская концепция прочности знаний не была свободна от противоречий, дидактических натяжек, а в ряде случаев и подменяла действитель­ ное желаемым. Так, требование, что только глубоко осознанное, раскрытое в причинно-следственных от­ ношениях может являться для ученика предметом прочного запоминания, у него нарушается и подме­ няется механическим заучиванием, как только речь заходит о заучивании молитв, уроков священной ис­ тории, т. е. там, где у Толстого религия, идеализм бе­ рет верх над наукой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=